Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Икона Богородицы, вдохновленная парсуной царевны Софьи



Икона Божией Матери «Азовская» — не древняя, она известна только с конца XVII века. Особенности ее иконографии связаны с сакрализацией государственной символики и активным внедрением ее в культуру (напр., в это время появляются двуглавые орлы на башнях Кремля). Вот почему имперский орел «влетел» и в иконопись.

Иконография «Азовской» иконы, где Богоматерь с Младенцем изображена на фоне такого орла, в лапах которого — держава и царский скипетр, была разработана в связи с походом русского войска под предводительством фаворита царевны Софьи Василия Голицына на Азов — нужно было «прорубить окно» на юг, к Черному морю. Прообраз такой иконографии совсем не духовный — это геральдический портрет царевны Софьи Алексеевны, в то время — правительницы России. Она изображена на фоне такого же орла, отличие только в том, что державу и скипетр держит она сама, и портрет не ростовой, а поясной (1680-е гг., Гос. Русский музей, СПб; (см. иллюстрацию под катом — илл. в книге О. Ю. Тарасова «Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России». М., 1995. С. 358, — Портрет правительницы Софьи Алексеевны).

На портрете Софьи обе головы орла увенчаны коронами, над ними помещена третья корона, большего размера, что, видимо, должно было означать главенство Третьего Рима (Москвы) над вторым (Константинополем) и первым (собственно Римом). Все это тоже перешло в иконографию «Азовской».

Она имеет и ряд дополнений: Богоматери предстоят в молении святые монахи (композиционно — аналогия Покрова), ниже слева св. Георгий (на первых иконах такого типа — с лицом В. Голицына) поражает копьем змия, справа — русские воины, возглавляемые царем и царицей. Далее схематически изображен город с надписью: «Паде’ паде’ градъ великий Вавилонъ», и чуть ниже — «Азовъ». (Подробности — в книге О. Ю. Тарасова «Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России». М., 1995. С. 357 — 360.) Такая иконография — набор отдельных образов, соединенных волей составителей, обычно, в идеологических целях. Для себя я называю такой подход «конструированием».

На изображении из Краснодара, присланном тобой, видны весьма характерные изменения: 1. икона, изначально — «живоподобная», т.е. объемная, западного типа, стилизована под древнюю; 2. вверху вместо образа Господа Саваофа, благословляющего русское воинство — никак не соотносимая с сюжетом Ветхозаветная Троица (поскольку Бога Отца на иконе, имеющей традиционный вид, изображать в виде старца нельзя); 2. зато змия поражает уже не св. Георгий, а красавец-казак, и справа русские воины в условных латах тоже заменены на казаков (явное стремление заказчиков польстить местному казачеству, пусть даже за счет введения в икону элементов не то реалистической картины, не то плаката).

Увы, «конструирование» продолжается …

источник: http://adam-a-nt.livejournal.com/144495.html
Tags: иконы, кадавры, романовы
Subscribe

Posts from This Journal “кадавры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments