Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Общая женщина Пикассо и Гумилева

В хорошем смысле, конечно...



Помните, у Гумилева?

В полутёмном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций...

by Utagawa Yoshiiku, 1901


***

Оказывается, это все про вполне реального человека.

Сада Якко (川上貞奴 Каваками Садаякко, 1872—1946) — драматическая актриса.
С труппой мужа, известного актёра Отодзиро Каваками, гастролировала в европейских странах (в том числе и в России) и в США.
Гумилёв мог видеть выступления актрисы в 1906—1907 гг.




Лачинов В. П. Очерк японского театра (по Тальяну и Фуксу) // Ежегодник Императорских театров. — 1909

"Когда Сада Якко появилась в 1900 году в Париже, то это было изумительным откровением для большинстав парижан. Откровение было тем приятнее, что искусство Сада Якко представляло великолепный контраст с безобразными глупыми зрелищами всемирной выставки. Её крохотный барак давал приятное отдохновение от выставочной сутолоки. Японская актриска превозносилась до небес, для неё переводили «Даму с камелиями», её сравнивали с Дузе, и счастливая и обогащённая, она вернулась на свой цветущий архипелаг.

Плакат Альфредо Миллера, 1899-1900


Теперь она стремится как можно более приблизить японский театр к европейскому. Её муж Каваками усердно помогает ей в этом. Он также подвизался, вместе с женою, на сценах Европы и Америки, и именно содействие королевы Виктории помогло Сада Якко выступить на японских подмостках, победив упорные вековые предрассудки".

Макс Слефогт. Портрет танцовщицы Садаякко с пасынком Райкити. 1901


Почитаем википедию:

Родилась в Токио. Была 12-м ребёнком в семье менялы и торговца. Когда семья разорилась, ей было 4 года. Девочку удочерила владелица дома гейш Хамата-я.



Там она получила профессиональное имя Садаякко (яп. 貞奴).
Владелица окия послала её обучаться грамоте, что по тем временам было большой редкостью, помимо этого она тайно посещала уроки дзюдо, верховой езды и игры в бильярд.

Руперт Банни. Госпожа Садаякко в образе Кесы. Ок. 1907


В 1886 году её мидзуагэ (вступление в большой мир, первый бенефис гейши; по сплетням -- и не только) оплатил тогдашний премьер-министр Ито Хиробуми; позже он заботился о продолжении её обучения; спустя два с небольшим года он перестал быть её меценатом, хотя остался ей другом и советником.

Она начала заниматься игрой на сцене под псевдонимом Садаякко, хотя в то время роли в театре Кабуки исполняли исключительно мужчины, женщинам же на одной с ними сцене находиться было запрещено.

Литография Уильяма Николсона, 1901-2

Эмиль Орлик, 1901

Со странствующей труппой Садаякко выступала во многих городах запада Японии, в 1893 году сочеталась браком с актёром Каваками Отодзиро, с которым её познакомил Хиробуми.

В 1899 году их труппа стала первым японским театральным коллективом, выехавшим за пределы страны.

На рисунке Рамона Касаса, в европейском костюме


Актёры посетили Сан-Франциско, затем Чикаго и Нью-Йорк, в 1900 году выступали в Париже на Всемирной выставке, в 1901 году — в Берлине, впоследствии в других европейских городах.

Гастроли активно освещались в тогдашней прессе и благодаря экзотическим японским танцам, исполняемым Садаякко, она вскоре обрела беспрецедентную популярность, несмотря на то, что в начале турне, в США, труппа несколько раз оказывалась без средств к существованию и голодала.







В "Венецианском купце". Думаю, это было нечто


В роли Офелии (1903)


О, они еще "Три сестры" ставили! В кимоно!
Худ. Т.Ф. Шимон


После завершения гастролей Садаякко некоторое время училась в Париже, а затем вместе с мужем и при финансовой поддержке нескольких японских предпринимателей открыла в 1908 году первую в Японии школу актёрского мастерства для женщин. Финансирование ей предоставили пять местных бизнесменов.

Худ. Т.Ф. Шимон, 1908.
Это явно картинка по рисунку выше. Значит, это сцена из "Трех сестер" Чехова!



После того, как муж умер, в 1912 году Садаякко стала возлюбленной одного из этих предпринимателей - это был «волшебник фондового рынка» Фукудзава Момосукэ.

С 1920 года жила с ним в одном особняке в Нагое, хотя тот был женат (нормально для Японии).



Le Shogun (scéne de la folie) (c. 1901) by Rupert Bunny

В роли Саломеи, 1915


Она продолжая играть на сцене и танцевать; дом, в котором они жили, был превращён ею в музей.

Sadayakko as Musume Dojoji 1907


В сентябре 1917 года решила завершить карьеру на сцене, приняла участие в основании текстильной фирмы «Каваками», четыре года держала актерскую школу для детей.

Sada Yacco as Katsuragi in The Geisha and the Knight - after F.D.Walenn, 1902



В 1933 году Садаякко и ее покровитель решили, что он стал слишком стар и болен для любви, и он вернулся к себе домой в Сибую.

Садаякко продала особняк в Нагое и на свои средства возвела синтоистское святилище Тэйсёдзи, а рядом с ним — себе виллу Бансёэн.

Actress Kawakami Sadayakko as Queen Artes, 1915 by Shunsen Natori (1886 - 1960)


После капитуляции Японии у Садаякко обнаружили рак в печени, который распространился на язык. Удочерённая внучка Момосукэ по имени Томидзи заботилась о Садаякко до самой смерти, увлажняя её губы мокрыми комочками ваты (рак языка сделал невозможным еду и питьё).

Умерла от рака поджелудочной железы в 1946 год в возрасте 75 лет. (На английском статья подробней).

***

Судя по рисункам, то, как она размахивала волосами, производило потрясающее впечатление на европейцев.

Kawakami et Sada-Yacco au Théatre de la Loie Fuller, 1900 by Charles Lucien Léandre

by Celso Hermínio 1902

by Leonetto Cappiello


Давайте теперь Гумилева целиком:

Сада-Якко

В полутёмном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций.

Вы казались бонбоньеркой
Над изящной этажеркой,
И, как беленькие кошки,
Как играющие дети,
Ваши маленькие ножки
Трепетали на паркете,
И жуками золотыми
Нам сияло ваше имя.

И когда вы говорили,
Мы далёкое любили,
Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства,
И мы верили, что солнце
Только вымысел японца.


1908



А вот как рисовал ее Пикассо, 1901

но мне больше нравится этот

1900


Tags: балет, натурщицы, серебряный век, япония

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Дорогой читатель! Это блог шкодливого историка искусства по имени Шакко. Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных…

  • Если вам нравится меня читать, то вы можете

    угостить меня виртуальным пивом, а мне будет приятно получить материальную благодарность за мой интеллектуальный труд. Еще есть…

  • настоящий The Red Priest

    Продолжаем изучать мировую историю и искать прототипов Дж. Мартина: ...Священником он был своеобразным: Мессу не служил, ссылаясь на астму; жить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Потрясающая судьба выдающейся женщины. Как мало все таки мы знаем о мире!
А что вы знаете о La Belle Отеро?

mnemenov

2 weeks ago

alba_ruthenia01

2 weeks ago

mnemenov

2 weeks ago

Мне почему-то больше всего портрет работы Эмиля Орлика понравился) Ну и работа Пикассо (последняя картинка) тоже впечатляет.
здорово!

Вот здесь http://easternimp.blogspot.de/2015/09/sadayakko-through-artists-eyes-part-3.html пишут :"Далее была «Мышеловка», японская переработка «Гамлета» в современной одежде. Отохиро был отцом Гамлета, а Якко играла Орийе (Орфелию)".
а, это значит, в акценте так звучит
интересно.. аригато)
> Девочку удочерила владелица дома гейш
Не скажу за Японию, но в средневековых китайских новеллах содержательницы борделей называли дочерьми "девочек", бывших в их собственности.
К примеру, "Продавец масла покоряет царицу цветов". Предупреждаю: при чтении может стошнить.
http://librebook.ru/udivitelnye_istorii_nashego_vremeni_i_drevnosti_1/vol1/6
Дом гейш - это танцевальная группа, а не бордель. Гейша - танцовщица и актриса, а не проститутка.
Понятно, что и актриса может переспать за роль (см. "Таланты и поклонники" Островского), но всё-таки речь о разном.
Замечательная биография.
Спасибо за очерк, но "мидзуаге" - не "девственность", а нечто вроде бенефиса молодой танцовщицы. "Девственность" это только у Голдена, это его выдумка.
Понятно, что, как я уже ссылалась на "Таланты и поклонники", тот, кто оплачивает твой бенефис, может потом заполучить тебя в постель, но всё-таки бенефис - это явление мира театра. А не проституции.
ок, поправлю сейчас

murskij

2 weeks ago

shakko_kitsune

2 weeks ago

murskij

2 weeks ago

alwdis

2 weeks ago

Великолепный пост! Стихи, иллюстрации - всё!
Лучшее, что я читал в ЖЖ за последние полгода.
Пир Духа! Спасибо!

"Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства,"

Мммммммм...
Просто великолепно!
это Гумилев. У него вообще много хорошего. Попробуйте еще.

maria_agry

2 weeks ago

yu_sinilga

2 weeks ago

пустой коммент

helge_koeniger

2 weeks ago

shakko_kitsune

2 weeks ago

Ориэ - это как бы Офелия (а Гамлет стал Хамура) в переработке "Гамлета", которую сделал Каваками, муж Сада Якко, переместив дей-ствие в современную Японию.
"Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства,
И мы верили, что солнце —
Только вымысел японца. "

Господи, как же не повезло иностранцам, которые не смогут прочитать это по-русски!
Это... Это... Ну ващеееее!!!...
Это всей поэзии касается
не только русской

turnic

2 weeks ago

Оферия! О нимпа!
Японское в начале прошлого века самое модное.
Мильон восторгов:
Садаякко.
Гравюры.
Причёски, шпильки.
Костюмы (утренний и чайный европейский наряд в подражание кимоно).
Гейши. Пуччини, "Мадам Батерфляй" (Чио-чио-сан) (1904)
Вафли "Микадо" (уже сладкое дно).
Только до японских стихов дело ещё не доходило. Это позже, потому что сложно.


Гумилев вообще очень интересная личность, например - он был знаком с расом Тэфэри (будущий император Хайле Селассие I и воплощение Джа на земле) и даже подарил ему ящик вермута.

grave14_wasp

July 7 2017, 17:17:01 UTC 2 weeks ago Edited:  July 7 2017, 17:17:35 UTC

И чего этих типов на казашек тянет?! Вот и Джон Леннон тоже... сам русский, а на казашке женился...
и еще они удивляются, шо я так много баню...
да у меня таких странных комментариев в почте пачки.
у меня от терпения осталось вообще ничего.

senya_plotniy

2 weeks ago

shakko_kitsune

2 weeks ago

senya_plotniy

6 days ago

azavarin

2 weeks ago

senya_plotniy

6 days ago

deieneris_flame

2 weeks ago

И ведь была звезда, а сто лет спустя о ней ни слуху. Странно, что Голливуд до сих пор не экранизировал такую потрясающую биографию. Спасибо за статью, читала с удовольствием!
Надо же! Очень люблю Гумилёва, но почему-то в голову не приходило поинтересоваться. Спасибо за пост!
потрясающе!! Япония для меня все таки загадочная страна
Какая выдающаяся женщина.
да, причем прожила образцовую по их понятиям жизнь, в чем-то
Удивительная история.
Я так живо себе представила "Трех сестер" в кимоно. Сейчас, конечно, такое переложение вряд ли бы вызвало сильное удивление, но сто лет назад это была бомба, наверное.
Японцы и на "На дне" Горького ставят. :-) А по "Идиоту" Достоевского даже манга есть. Почему то прёт японцев по русскому колориту.
Потрясающе! Спасибо.
вот ведь судьба у женщины!
Ох! Никогда не приходилось слышать о ней.
Спасибо огромное!
Удивительно, как стыкуется с этой историей история Ито Хиробуми. Он ведь был женат на бывшей гейше (как и многие деятели Мейдзи - гейши были их боевыми подругами во время революционной юности, и гейши гораздо проще принимали образ европейской дамы, сияющей в свете, чем самурайские девушки, которых готовили к уединенной жизни хозяйки дома).

Очаровательна реклама - Kimono Sada Yakko. То, как прически рубежа веков напоминает японские, то, как дама сочетает корсет и кимоно (японское понимание красоты отрицает изгибы), совершенно неяпонское расположение узора.
Спасибо огромное за очень интересный пост!
Прекраснейший пост! Спасибо огромное за Вашу работу, самый любимый журнал на сегодня, пожалуй один из послежних, ради которых вообще имеет смысл в ЖЖ заглядывать.
А эпоха эта знаковая для японской культуры, в литературе и искусстве наверное, сопоставимая с державинско-пушкинскими годами в России, когда новое и незнакомое натягивается на старинные шаблоны и получается круто! Почему-то вспомнился рассказ Акутагавы "Носовой платок"
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →