Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Как спрятать корабль в море - рассказывают художники

Вот близнец "Титаника", океанский лайнер под названием "Олимпик" (намного более везучий). В Первую Мировую этот роскошный круизный корабль призвали на военную службу.
И раскрасили в "глазоломный камуфляж", чтобы он был менее заметен через перископ вражеских подводных лодок, и трудно было определить его курс и скорость.
Вот как это выглядело, любопытная картина.

Arthur Lismer. "Olympic with Returned Soldiers". 1919.

Потом он снова вернулся на туристические маршруты и плавал аж до 1935 года.


А вот лайнер "Мавритания" в аналогичной боевой раскраске.
Художник Burnell Poole.

"Мавритания" тоже была из числа тех самых роскошных межокеанских лайнеров, как и "Титаник", для миллионеров, аристократов (см. "Дживс и Вустер", "Пуаро" и т.д.).

Во время Первой Мировой (и Второй тоже) эти корабли государство реквизировало и приспосабливало под военные нужды - госпитали или солдатские транстпорты. Разумеется, если хозяева успевали вывезти всю ценную мебель -- это значит, владельцам повезло... так случалось не всегда. Вот такие роскошные интерьеры подчас изничтожались.

Салон первого класса "Мавритании" (в мирное время, конечно).


Вот фото "Мавритании" в камуфляже.
Прямо маскарадное трико арлекина



А вот смотрите, дальше самая знаменитая картина на тему этого корабельного камуфляжа. Очень стильное ар-деко, на первый взгляд, получается. Но на самом деле, оказывается, тут еще и вортицизм (такой английский футуризм). Интересная штука -- в нем отметились и Джейкоб Эпстайн, и Эзра Паунд.
Автор картины сам работал на флот и разрабатывал эти иллюзионистские дизайны камуфляжа.

Edward Wadsworth,
Dazzle-ships in Drydock at Liverpool, 1919



А теперь вы знаете, что на самом деле тут нарисовано

by Edward Wadsworth


еще гравюры этой серии тут


by the way, как раз абстракционизм в эти 1910-е годы и нарождается.

Собственно, вот этого камуфляжа бы и не изобрели, если б художники не начали экспериментировать с кубизмом, нефигуративной живописью и тем, что она делает со зрением.

Схема вариантов раскраски

отрывок из интересной статьи:
Изобретателем камуфляжа
Dazzle (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.

Норман Уилкинсон. "Малайя".

Норман Уилкинсон. Dazzled Ships at Night.1918

Норман Уилкинсон. Конвой в Ла-Манше.


by Edward Wadsworth



Началось, впрочем, все еще на суше.

"Справедливости ради нужно сказать, что пальма первенства в вопросах камуфляжа принадлежала французам. Французский художник Люсьен-Виктор Гиранд де Скьево был назначен главным специалистом по камуфляжу в французской армии. В 1915 году он возглавил специально созданный «Отдел камуфляжа». Он говорил о своей работе: «Чтобы полностью деформировать объект, мне пришлось использовать средства, которые кубисты используют для его представления».

К концу войны в «Отделе камуфляжа» работали уже около 3000 художников. Среди них были импрессионисты, символисты, кубисты, авангардисты и сюрреалисты. Кроме художников были и зоологи и эмбриологи. 15 камуфлёров погибли на фронте" (как писал на днях обожаемый мною mi3ch про камуфляж, но с другого ракурса, по ссылке фотографии наземного).



Кстати, камуфляж-хамелеон изобрел в 1930-х, как считается, другой авангардист -- русский эмигрант Баранов-Россине, но это  отдельная тема.

Неизвестный художник


American Troops Embarking, Southampton
by John Lavery, 1918



Я люблю вообще рассматривать картины про Первую Мировую войну (европейские; у нас некому их было писать. кто помер, кто стал писать про Гражданскую). Если их много смотреть, то видно, как художники, сформировавшиеся при настоящей реалистической живописи (ни шагу ни влево, ни вправо), внезапно осознают, что выразить вот этот весь ужас войны средствами старого доброго реализма никак не получается.
И они начинают биться, как в силках.
Талантливые ищущие уходят в авангард, а средние мастеровитые (у меня по тэгу этому в основном они) находят свои, подчас очень интересные выходы. А иногда и не находят, но видно, что старый путь зашел в тупик, ведь уже есть фотография.

Troops Embarking at Southampton for the Western Front, 1917
by John Lavery


Художник Leonard Campbell Taylor
Herculaneum Dock, Liverpool, 1919
(Заметьте, какое сильное влияние японской гравюры в этом рисунке)



"USS Leviathan" escorted by "USS Allen"
by Burnell Poole 1918



A convoy, 1918
by Herbert Barnard John Everett



https://ru.wikipedia.org/wiki/Ослепляющий камуфляж
Tags: avant-garde, непривычно глазу, первая мировая война

Posts from This Journal “первая мировая война” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestritamustard

July 14 2017, 17:36:18 UTC 1 week ago

  • New comment
Спасибо, не знала о таких чудесах.

Я удивилась, что никто из комментаторов не вспомнил о расчленяющей окраске у животных (зебра/тигр/леопард и т.п.), хотя очевидно, что идея такого камуфляжа взята именно оттуда.

Сейчас полезла смотреть в википедии, а оказывается, что идея расчленяющей окраски вообще пришла в голову художнику Эбботу Тайеру и он про это написал вместе с сыном целую книгу, как раз за несколько лет до начала первой мировой. В уже приводившейся ссылке про него есть, хотя книга зачем-то названа "детской".
http://www.lki.ru/text.php?id=6185&print

В том, что это вполне себе внушительный труд, можно убедиться по ссылке с pdf книги
https://ia600303.us.archive.org/35/items/cu31924022546406/cu31924022546406.pdf
Поскольку чувак не был биологом, он сделал много спорных утверждений и над ним много смеялись, но всё равно вклад свой внёс.
(Хотя, если почитать вики, создаётся впечатление, что вопросами окраски животных вообще занимались как-то ну не очень интенсивно. После книжки Тайера следующий серьёзный труд только в 1940 г ).

ну и к развитию военного камуфляжа Тайер тоже приложил руку.
Удивительное для меня сочетание трёх таких разных областей знания.

------------

А у вас не было случайно постов про создание эффекта объёма (выступающие/заглублённые) в живописи за счёт цветовых и световых пятен? Или это что-то очень тривиальное и всем и так известное?
Dazzle для слабаков. Немцы привлекали пуантилистов.

немецкие морские пейзажи маслом на эту тему есть?

kampfflieger

1 week ago

vld_sergio_jr

1 week ago

sergey_ilyin

1 week ago

"И раскрасили, чтобы он был менее заметен с воздуха." Всё-таки, скорее для того, чтобы подводники не смогли корректно определить параметры цели - дистанцию, курс и скорость. "Менее заметен" некорректное определение для даззл камо.
я добавила про подлодки, спасибо. Очевидно же, но что-то стормозила

vld_sergio_jr

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

vld_sergio_jr

1 week ago

donrumatalive

1 week ago

misha_makferson

1 week ago

donrumatalive

1 week ago

red_loft

1 week ago

donrumatalive

1 week ago

red_loft

1 week ago

Спасибо, очень, очень интересно! И ведь не узнаешь просто так...
Не первый раз читаю автора, похоже он шарит в рисовальных делах.
Вот у меня и будет к нему такое дело -
Есть ещё и такие сложные виды рисования как *ботаническая живопись* и анималистическая живопись* или рисунок (не знаю как будет правильно).
Вот о них обязательно следует рассказать.
Я тоже как то попробовал рассуждать о *художестве*, вот что получилось - - http://mechrazum.livejournal.com/18740.html
ага, я видела, полезный материал
но он для мальчиков, про войнушку
а я барышня, у меня про живопись на эту тему

borianm

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

borianm

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

Deleted comment

shakko_kitsune

1 week ago

Ну хоть какая-то польза от этих художников есть.
угу, а также весь промышленный дизайн и вся архитектура ХХ века.

garten_besitzer

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

garten_besitzer

1 week ago

bred_master

1 week ago

спасибо за очень интересный материал. представляю как это смотрелось в движении и качке.
У наблюдателей начинался нервный тик и эпилептические припадки? :-)

shakko_kitsune

1 week ago

norbic

1 week ago

norbic

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

misha_makferson

1 week ago

donrumatalive

1 week ago

красиво!
Казимир Малевич/Василий Кадинский одобряэ

strangeleopard

1 week ago

Прошу прощения, последняя ссылка статьи не желает открываться =(

на Википедию?
у меня вроде норм
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B6

еще можно там просто вбить "Ослепляющий камуфляж"
(тихо, очень тихо, почти шёпотом) "художники, сформировавшиеся при настоящей реалистической живописи (ни шагу ни влево, ни вправо), внезапно осознают, что выразить вот этот весь ужас войны средствами старого доброго реализма никак не получается. И они начинают биться, как в силках."
А я тут включил вчера тв, и там вещал ушедший классик-патриот, как он кушать не может какие нехорошие авангардисты! И что их большевики придумали, чтобы церковь нашу русскую загубить, и что это ой как непатриотично и не по-русски... Что-то такое... А я подумал, что жаль не успел прочитать Ваши мысли о нём, как о Шилове. Хотя он был конечно же не Шилов, но по мне тоже не айс... Как-то так.

Screened comment

innokent

1 week ago

Алекс Нилов

1 week ago

Как всегда очень познавательно. Спасибо.
HMS Malaya - после модернизации в 30-е... Т.ч. камуфляж периода WW II
Кстати, пассаж из цитируемой вами статьи "Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. " немножко не к месту, на самом деле. В эпизоде, который имеется в виду, никакой даззл не помог бы. В бою 22 сентября 1914 года устаревшая к тому времени пл U-9 расстреляла три британских броненносных крейсера с дистанций порядка 300-600 метров, последовательно, один за одним, при этом, после утопления первого из крейсеров второй и третий остановились, спустили шлюпки и начали спасение экипажа. Менталитет-с XIX века, рыцарское поведение, вот это вот всё.
Сильно устаревшая-то? А то крейсера были каждый втрое ее старше.

vld_sergio_jr

1 week ago

mad_mortigen

1 week ago

vld_sergio_jr

1 week ago


Самое забавное что да - вполне себе ар-деко. Очень распространенное было явление. Правда на земле не прижилось. Там задачи камуфляжа были иные.

А это еще до ПМВ, 1911-й год.
Ну и как оно разрабатывалось http://vova-modelist.livejournal.com/291082.html
А Митрич ваш публицист и блоггер - пишет обо всем, в этом совершенно не разбираясь....
хорошие фотки, спасибо, апдейчу

borianm

1 week ago

Удивительное искусство))
спасибо, очень интересно!
Не раскраска , а мечта импрессиониста!
спасибо, интересно и подробно
плакат с танком офигенный (я все о своем, о девичьем, о культурке)

donrumatalive

1 week ago

jaricleiv

1 week ago

>Норман Уилкинсон. Название не могу найти .1918


Dazzled Ships at Night

https://artuk.org/discover/artworks/dazzled-ships-at-night-6745/search/-54216/page/105/view_as/grid

спасибо.
Не оригинально как-то

lheujq321

1 week ago

Это восторг. Ослепительный, да.
Камуфляж для такого громоздкого сооружения, как лайнер - нетривиальная задача сама в себе, и вдобавок результат - произведение искусства. Эти корабли можно было после войны так и оставить, в камуфляже. Пусть даже уже ненужном. Красиво же! И элемент истории мощный добавляет.
> Эти корабли можно было после войны так и оставить, в камуфляже. Пусть даже уже ненужном. Красиво же!

Невозможно. "Ливрея" для лайнера это как фрак для дирижера большого оркестра -- выйти на сцену в спецовке было немыслимо :)

И потом, до эры полимеров было еще безумно далеко, корабль красили примерно каждый год.

perelynn

1 week ago

sergey_ilyin

1 week ago

sergey_ilyin

1 week ago

perelynn

1 week ago

sergey_ilyin

1 week ago

shakko_kitsune

1 week ago

Извините, если непрошенно, но если захочется посмотреть на "даззл" в объеме, то вот тут человек сделал потрясающую модель "Маври" в военном облике: http://www.modelwarships.com/reviews/ships/misc/liners/600-Mauretania-jb/jb-review.html

Там вначале стена текста про процесс изготовления, а внизу фотографии. К сожалению, ссылки на отдельные фото с того сайта не вставляются :(
вот маньяк человек, конечно. Спасибо

а если фотки не вставляются, в помощь нам контрол+U
дальше в коде ищется jpg или название фото
и так получается прямая ссылка
делюсь лайфхаком

sergey_ilyin

1 week ago

lheujq321

1 week ago

Спасибо. Очень интересный материал
Стала читать про дазл-камуфляж, обнаружила его влияние на моду. Вот она какая, группа в полосатых купальниках!
Спасибо - очень интересная подборка.

Перепостил в ru_history, комментарии перенаправил сюда.
спасибо, что вам понравилось.
По поводу изничтожения всего и вся при реквизиции судна военными - больше всего не повезло в этом плане "Нормандии".
Лишь благодаря воришкам посуды, тырившим ее на сувениры в первых рейсах, сохранились авторские сервизы Рене Лалика для этого лайнера, и лишь расчетливый хомячизм одного бруклинского пастора сохранил для нас двери парадного входа и статую Конкордии из салона первого класса.
сохранились еще панели оч. интересные
скоро статью про это повешу
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →