Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Разгадывание картины "Моя жизнь - приют комедиантов" и многоугольники Серебряного века

Picture3

..."Таким образом, все узнанные персонажи связаны любовной связью с автором картины. Отметим, что двое из них появляются в ахматовской "Поэме без героя" -- Глебова-Судейкина в виде Коломбины, а Кузмин -- в виде Владыки мрака, то есть чёрта"...



Оригинал взят у idelsong в post
Picture1

Картина Сергея Судейкина "Моя жизнь - приют комедиантов". Картина написана в 1916 гг.

В описаниях хорошо узнаваемы четыре маски, изображенные в виде героев Commedia dell'arte. Возле каждого из них я поместил его портрет, чтобы можно было убедиться в его узнаваемости.

Picture2
Сам автор - С.Судейкин - изображен справа в виде Арлекина. В виде Коломбины изображена его жена - О.А.Глебова-Судейкина, с которой они расстались в 1915 г.]

В тот же год Судейкин сходится с Верой де Боссе. Они живут вместе много лет, вместе эмигрируют, и позже Вера Судейкина сходится с Игорем Стравинским. Она изображена в виде обнаженной женщины, лицо которой мы видим в зеркале. Исходя из ее портрета работы того же Судейкина, полагаю, что загадочный ребенок на картине - это тоже она.

Справа в черном костюме доктора Дапертутто изображен М.Кузмин. Брак Судейкина с О.А. Глебовой-Судейкиной распался после того, как она узнала о его гомосексуальной связи с Кузминым.

Таким образом, все узнанные персонажи связаны любовной связью с автором картины. Отметим, что двое из них появляются в ахматовской "Поэме без героя" - Глебова-Судейкина в виде Коломбины, а Кузмин - в виде Владыки мрака, то есть черта.

Хвост запрятал под фалды фрака...
      Как он хром и изящен...
                                                Однако
            Я надеюсь, Владыку Мрака
                  Вы не смели сюда ввести?
Маска это, череп, лицо ли —
      Выражение скорбной боли,
            Что лишь Гойя сумел передать.
Общий баловень и насмешник —
      Перед ним самый смрадный грешник —
            Воплощенная благодать...


В 1961 г. Ахматова пишет:

Больше всего будут спрашивать, кто же - "Владыка Мрака" (про Верстовой Столб уже спрашивали), т. е. попросту черт. Он же в "Решке": "Сам изящнейший Сатана". Мне не очень хочется говорить об этом, но для тех, кто знает всю историю 1913 г., - это не тайна. Скажу только, что он, вероятно, родился в рубашке, он один из тех, кому все можно. Я сейчас не буду перечислять, что было можно ему, но если бы я это сделала, у современного читателя волосы стали дыбом.



Общеизвестно, что речь идет о Кузмине.

Отметим, что Глебова-Судейкина появляется в поэме не только в виде Коломбины, но еще и в виде Путаницы, Психеи и Козлоногой. Все это - ее роли в разных пьесах, но для нас важнее, что это все - ее портреты работы Судейкина.

putanica
"Путаница"

В 1953 г. Ахматова пишет:

Кстати о путанице <..> Все, что я знала о ней до вчерашнего дня (6 июня 1953) было заглавие, портрет О. А. в этой роли, сделанный С. Судейкиным. Оригинал в Русском музее, авторская копия в Минске. Вчера мне принесли пьесу, поразившую меня своим убожеством. В числе источников поэмы прошу ее не числить.


"Распахнулась атласная шубка" - это именно про этот портрет.

psisha
"Псиша"

kozlonog
"Танец козлоногих"

Таким образом, "Поэма без героя" теснейшим образом связана с картинами Судейкина, включая и "Мою жизнь".

Но кто же остальные герои картины? Естественно предположить, что Пьеро - это Всеволод Князев, покончивший собой в апреле 1913 г. Он был влюблен в Глебову-Судейкину, у него был гомосексуальный роман с Кузминым.

Тема его самоубийства - центральная в поэме:

На площадке пахнет духами,
        И драгунский корнет со стихами
              И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
       Он мгновенье последнее тратит,
              Чтобы славить тебя.
                                                        Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
       Не на синих Карпатских высотах...
              Он — на твой порог!
                     Поперек.
              Да простит тебя Бог!

        (Сколько гибелей шло к поэту,
        Глупый мальчик: он выбрал эту, —
        Первых он не стерпел обид,
        Он не знал, на каком пороге
        Он стоит и какой дороги
        Перед ним откроется вид...)

Это я — твоя старая совесть
       Разыскала сожженную повесть
              И на край подоконника
                     В доме покойника
                     Положила —
                                          и на цыпочках ушла...



В поэме Ахматова прямо называет его “драгунским Пьеро”. И не удивительно: в стихах, опубликованных после смерти, он сам называет себя Пьеро:

Пьеро, Пьеро, — счастливый, но Пьеро я!
И навсегда я быть им осужден.
Не странно ли — нас четверо и трое,
И я один влюблен — и отделен!
Ах, рая дверь мне преграждают двое,
Но в «первый рай» я все равно введен, —
Пусть Арлекин закутан в плащ героя.
Моей любви не уничтожит он!
Я видел смех, улыбки Коломбины,
Я был обвит кольцом прелестных рук…
Пусть я — Пьеро, пусть мне победа — звук,
Мне не страшны у рая Арлекины,
Лишь ты, прекрасная, свет солнца, руки
Не отнимай от губ моих в разлуке.



И еще:

Вы милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!
Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)…
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..



На картине Пьеро - с альбомом и пером в руке, то есть поэт. Фотография Князева немного в другом ракурсе, но мне кажется, понятно, что Пьеро на картине - это он.

Таким образом, на картине - не два, а три центральных персонажа "Поэмы без героя". Причем Князев умер за 3 года до картины.

Кто же остальные двое? Рискну предположить, что это другие два любовника Глебовой-Судейкиной: художник Савелий Сорин, с которым она ездила во Флоренцию в 1913 г., и музыкант и композитор Артур Лурье, с которым она впоследствии долго жила и вместе эмигрировала.

Я развернул портреты того и другого на 180°, чтобы ракурс был похож на тот, что на картине. Лурье при этом с арфой.

Picture3

Таким образом, отношения между героями можно изобразить вот такой непростой схемой.

Picture4


Дочитав последнюю фразу,
Не поймешь, кто в кого влюблен


Tags: серебряный век
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Дорогой читатель! Это блог шкодливого историка искусства по имени Шакко. Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных…

  • Если вам нравится меня читать, то вы можете

    угостить меня виртуальным пивом, а мне будет приятно получить материальную благодарность за мой интеллектуальный труд. Еще есть…

  • Воскрешение старинных вееров

    Любопытная выставка откроется 5 октября в Москве. Про вот эти хрупкие аксессуары, и их сложную жизнь. 34 веера из коллекции музея Останкино. Причем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments