Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Труп невесты на троне. В живописи XIX века.

По каким причинам средневековая женщина могла оказаться сидящей на королевском троне после собственной смерти?
Изучаем вопрос по произведениям европейского изобразительного искусства, в том числе внезапно и с помощью картины Карла нашего Брюллова.

Традиционная рубрика по средам "омерзительное искусствоведение" потихоньку, кряхча и держась за поясницу, пытается возвращаться с летних каникул.
Внимание! все очень омерзительное, за обедом не читать!




Итак, жила-была в 14 веке в Португалии красавица Инес де Кастро.

Работа была у нее тяжелая и связанная с профессиональным риском -- она была фрейлиной при королевском дворе.
О чем предупреждали профсоюзы (страховка не распространяется), то и случилось -- она стала любовницей мужа своей работодательницы Педру Справедливого.

Эрнешту Кондейша. Педро и Инес. Конец 19 века.


Ее возлюбленный Педру был только наследным принцем, а не королем, из-за чего в жизни Инес были постоянные проблемы.
Папа его, король Афонсу IV, был еще жив, жил еще долго, и постоянно гнобил сына за связь с Инес, которая жутко бесила короля.
Гнобил король и Инес.
Все это происходило при португальском дворе, а женой принца была кастильская принцесса, и когда об нее вытирали ноги, могущественная Кастилия немножко обижалась -- королю Афонсу было неприятно.

Король Альфонсу IV, миниатюра 1530-х годов.


Пока была жива жена принца, было еще ничего -- папа знал, что до настоящих глупостей влюбленный сын не докатится.
Совсем худо стало, когда принцесса скончалась -- папа испугался, что овдовевший сын женится на Инес, и что-нибудь "случится" с его старшим внуком, законным сыном принцессы.
Потому что Инес тоже рожала -- трех мальчиков и девочку.
А братья ее, став лучшими дружбанами принца, манипулировали им и подначивали на глупости и конфликты с отцом-королем.

Впрочем, ненавидеть девушку сына, лимитчицу без московской прописки и в/о -- это вполне стандартно; но Инес, видимо, была настолько невыносима и постоянно хамила, что король, пока сын уехал на рыбалку, как-то решил ее зарезать.

Франсиско Аугусто Метрасс. "Инес де Кастро, спасающаяся от убийц". 1855


Вряд ли злой король заодно с Инес решил и убить ее детей, собственных внебрачных внуков, но рисуют обычно, как она, рыдающая, припадает к его ногам, умоляя о снисхождении, именно вместе с детьми.

Eugénie Servières. "Инес де Кастро с детьми у ног короля Альфонса". 1822



Франсиско Виейра.  "Мольба Инес де Кастро". 1802
Обратите внимание на конный портрет из 17 века на стене, методом машины времени перемещенный в 14 век.



Карл Брюллов (внезапно). "Смерть Инессы де Кастро". 1834. (на самом деле еще не смерть, она по-другому умрет, не в присутствии Альфонсу, а тут явно он стоит в шубе а-ля Шаляпин)


На сей раз она вымолила прощение короля, но ненадолго.
Ее возлюбленный принц сопротивлялся приказам отца-короля снова жениться на какой-нибудь приличной принцессе, постоянно с ним ругался, а ночная кукушка все куковала и куковала.
Афонсу пытался устроить любовникам раздельное проживание, заточив Инес в монастырь, но принца это не останавливало, и ссоры не утихали.

Наконец, папа-король отдал приказ убить Инес нафиг без права на аппеляцию.
Несколько сотрудников его ЧОПа отправились в монастырь, где ее держали под замком, и убили ее, причем отрубили голову.

Колумбану Бордалу Пиньейру. "Убийство доньи Инес де Кастро". 1901-1904


Влюбленный принц оставался все таким же влюбленным, несмотря на 4 рожденных сожительницей детей (урок современным мужьям!), так что он очень обиделся на папу и даже начал немножко гражданскую войну.
Но потом они с королем очень быстро и удачно помирились в связи с папиной смертью.

Принц стал королем  Португалии под именем Педру I.

Гигиенические процедуры, предпринятые им позже, вначале выглядят логичными и вызывающими одобрение -- он нашел тех дворян, которых покойный папа послал убить Инес, добился их экстрадиции из Тайланда, и вырвал им сердце. Реально, не сам, конечно, с помощью специально обученного палача.

А дальше начинается такая "Португальская история ужасов".
Для начала Педру поклялся при всем честном народе, что они с покойницей Инес успели обвенчаться, следовательно, все их дети законные и могут наследовать трон, нет, свидетелей никаких не осталось, а ЗАГС с документами сгорел. Папа римский сказал, что не верит, и отказался признать бастардов законными.
Но это дело житейское.
А вот потом, как гласит легенда, Педру велел эксгумировать тело Инес, прикрепить ей каким-то образом голову, затем облечь ее в царские одеяния, надеть корону и посадить на трон. Мол, любимая так хотела быть королевой, ну хоть сейчас посиди.
Потом он приказал придворным оказать ей все королевские почести, в частности, продемонстрировать верность, подходя вереницей и целуя ей руку.

Автор иллюстрации утерен, а жалко -- крутой.


Пьер-Шарль Комт. "Коронация Инес де Кастро в 1361 году". 1849


Вот такая любовь, такая вот вечная молодость.

Для португальцев это величайшая любовная история ever, их "Ромео и Джульетта" практически. Тем более, что про нее вроде есть в их главной поэме "Лузиады" Камоэнса. А также знаменитая драма 1640 года "Царствовать после смерти" (Reinar después de morir), автор Luis Vélez de Guevara.

Современный автор, имя утеряно


Иллюстрация ХХ века. Автор Lima de Freitas.
Король "видит" свою возлюбленную на троне юной и прекрасной, а мы-то видим, что это уже скелет (см. ручки и ножки).




Художник Martínez Cubells, Salvador. Король сидит рядом с "женой" рядом на троне.
Мальчик - наверно сын от покойной жены, наследник.


Вот картина, с которой сделана эта открытка, к сожалению только ч/б


Сцена из современной оперной постановки про них.



Слава богу, ее потом похоронили нормально.

Надгробие Инес де Кастро, 1360-е

Смотрите какая красивая гробница эта в профиль

А ножки у гроба какие прекрасные и добрые.


Когда Педру умер, его похоронили рядом.

Вот его могила, явно то же дизайнерское бюро.
Кстати, изображение должно быть относительно портретным, так что наш прекрасный упертый принц был вот такой,
типа как из фильмов по Толкиену, только борода наверно не такая завитая все же.


Вот вид сбоку, как ангелы поддерживают его голову

вот тут съемка обеих могил в деталях - ее и его. Офигенное средневековье, такие примитивы

***

Вкратце скажем, что там было дальше с троном Португалии.
Старший мальчик, от законной жены, поцарствовал, но сыновей у него не было.
Сыну от Инес все дружно сказали, чтобы он шел подальше.

А у нашего Педру, прикиньте, после смерти горячо возлюбленной замечательной Инес все-таки осталось место в сердце на очередную любовницу, она родила ему внебрачного сына.
Ему-то корона и досталась, он наплодил кучу детей, влил свою кровь в европейскую династию.
Дочку его Изабеллу мы прекрасно знаем, она бургундской герцогиней стала и мамой Карла Смелого.

Рогир ван дер Вейден. "Портрет Изабеллы Португальской" (?). Ок. 1450


Мораль: какая бы ты ни была прекрасная, он все равно будет вспоминать свою бывшую.

ПРОДОЛЖЕНИЕ рассказа про трупы на троне читайте в следующую среду.
Про Хуану Безумную, кто вспомнил, было у меня тут. Кстати, она прямая потомка упомянутого Педру, как раз по линии этой третьей женщины.

***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

Трансляция рубрики вконтакте
Мой канал в телеграмме
Пожертвовать автору на темное пиво можно тут.

Tags: женщины убитые, испания, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “женщины убитые” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 145 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →