Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Как в безалаберной Италии сперли "Женский портрет" Климта

Продолжаю про самые ценные украденные картины.
Сколько бы стоила эта картина Климта сегодня, выстави ее кто на аукцион -- неизвестно: может, 40 миллионов долларов, может 80. Да в принципе и не важно, почитайте лучше, как феерично эту картину свистнули из одного итальянского музея в 1997 году.





"Женский портрет", 1916-1917, Galleria Ricci-Oddi, Piacenza


Этот портрет неизвестной девушки, датированный 1916-7 годами, попал в музей очень быстро -- в 1925 году. Его приобрел основатель галереи Риччи-Одди (в честь которого она потом будет названа после передачи государству). Висел себе спокойно и висел этот Климт в провинциальненьком городе Пьяченца, пока в 1996 году одна студентка не села читать книжку.

18-летняя Клаудиа Мага листала полный каталог работ Климта, и вдруг обратила внимание на другой "Женский портрет", который  после 1912 года никто не видел. Картина считается исчезнвушей.

Слева - поздняя картина, справа - ранняя.


"О! -- подумала девушка. -- Так вот она куда делась!".
Она сделала фотокопии обеих репродукций, увеличив их до одного размера. С помощью кальки наложила их друг на друга.
Контуры и размеры действительно совпадали. Климт просто переписал картину -- даже родинка на щеке осталась, хотя шляпа и шарф исчезли.

Дальнейшие события такие милые, сейчас это немыслимо -- хотя, возможно, в уютной маленькой Италии еще возможно. В общем, она нашла бывшего директора этой галереи по имени Фердинандо Ариси, изложила ему свою теорию. Они вместе пошли в этот музей, он снял портрет со стены (!), вынул его из рамы (!) и... ну вы же помните, что тут речь у нас идет о том, как картину украли.
Так вот -- это еще не кража.
Он вынул картину из рамы, и они вдвоем с девушкой пошли в местную больницу города Пьяченца, где им сделали рентген полотна.
В больницу.
С полотном Климта под мышкой.
Италия, 1996 год. Это прекрасно, хочу туда. Страна непуганных идиотов (с) Абдулов, фильм "Гений"


Сорри, отвлеклась. Действительно, рентген показал, что под красочным слоем этого портрета есть предыдущий. Мне, кстати, новый вариант больше нравится.

Город Пьяченца и все его население пришли в полный восторг от такого открытия. Тем более, что следующим сюрпризом стала история картины. Говорят, Климт безумно влюбился в девушку из Вены, которая стала его музой (вроде бы ее звали Риа Манк). Затем, когда она внезапно умерла, он нарисовал ее портрет, чтобы забыть боль от потери.

Студентка Клаудиа Мага и тогдашний директор галереи Стефано Фугацца.


Такой инфоповод! Такая реклама!
Музей решил устроить выставку, посвященную этой картине.

Чтобы не уронить себя перед международными экспертами и туристами, которые наверняка слетятся смотреть на двуслойный шедевр, мэрия решила отремонтировать историческое здание музея (или его новое, куда экспозиция переезжала). Начался колоссальный ремонт. Картины паковали, перемещали, убирали, везде ходили рабочие, пачкали своими сапогами в штукатурке, бардак, безумие. Сигнализация была отключена, потому что она мешала работе сантехников, маляров и штукатуров. Страна непуганных идиотов, ага.

К этому моменту прошло 10 месяцев после открытия студентки.

Здание музея


И тут 22 февраля на крыше здания нашли пустую раму от картины, тяжелую и позолоченную. Было совершенно непонятно, как она туда попала -- в окно рядом эта рама бы не пролезла, слишком оно маленькое. Ну и вообще непонятно, зачем раму потребовалось бросать на крыше, а не внутри здания, внизу? Все, судя по брошенным предметам, выглядело так, будто картину вытянули через крышу с помощью удочки (видеорепортаж).

Как бы то ни было, картина исчезла! Ужас! Позор.
Мало того, кураторы заметили, что картины нету, в субботу вечером, однако они сошлись во мнении, что отсутствовать к тому моменту она могла уже несколько дней. Последний раз ее внятно видели вообще во вторник.

Другая картина из собрания галереи, малоизвестная. Federico Zandomeneghi - Place d'Anvers, Paris, 1880


Полтора месяца спустя, 1 апреля 1997 года тогдашнему директору галереи Стефано Фугацца позвонили.

-- Мы нашли вашу картину!
-- Не смешно, -- ответил он и повесил трубку.

Ему снова перезвонили.
Это были пограничники.
Они перехватили пакет на итальяно-французской границе в Вентимилье. Пакет был адресован бывшему премьер-министру Италии Беттино Кракси, который в то время скрывался от закона в Хаммамете, Тунис. Когда они открыли его, они увидели то самое полотно Климта.

Премьер-министр в бегах.
В Тунисе же он в 2000 году и умрет на своей вилле, будучи приговоренным в Италии к заключению заочно.



Фугацца и Ариси (экс-директор) сели в машину и помчались к погранцам по серпантинам. Они так мчались, что нахватали, как позже выяснилось, штрафов на 240 тыс. лир.

Они зашли в комнату, картина стояла на противоположном конце, ринулись к ней... "да, это она!"... Но когда они подошли вплотную, их разочарованию не было предела: картина пахла свежей масляной краской.
Премьер-министру кто-то собрался сплавить подделку.

***

Реконструкция событий запутанная.
Итальянская полиция в последующие годы нашла какого-то вора, который слил им информацию.
Та копия, которую нашли пограничники, вообще ни при чем, это какой-то сторонний гешефт.

Предполагается, судя по инсайду, что в ноябре 1996 года вор зашел в музей и подменил подлинник на хорошую копию.
И так она несколько месяцев провисела неразоблаченной (наверно, краской не пахла).
А во время ремонта накануне открытия выставки ее просто вынули из рамы и где-то в подвале того же здания спрятали в трубе, в куче мусора, где она до сих пор и лежит, и сгнила наверно.
Кто-то из сотрудников музея явно был в деле.

Вид Пьяченцы


В 2011 году итальянская пресса всколыхнулась -- полиция нашла украденного Климта!
Но потом оказалось, что полиция просто вновь наткнулась на ту самую копию от погранцов.

Бардак, какой бардак.

***

В 2014 году объявился какой-то уголовник, который сообщил, что за выкуп в 150 тыс. долл. расскажет, где она. Н
ичего у него не срослось, денег не дали.

В свете новых технологий местная полиция заново открыла дело: власти обнаружили отпечаток пальца на раме картины, которая осталась после того, как холст был вынут. Еще какое-то ДНК.
Пользы это не принесло.
Так и живет Пьяченца без Климта. А какой-то подпольный миллионер -- наоборот.

КОНЕЦ

Tags: art & crime
Subscribe

Posts from This Journal “art & crime” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →