Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Очень рождественское искусство: Святой Николай и расчленённые дети

Раннехристианские жития святых и средневековые легенды -- это неисчерпаемый источник кровожадных сюжетов. Вот одна история из жизни Святого Николая, которой посвящено достаточное количество любопытных произведений искусства. 



Эта легенда рассказывает, почему святой Николай считается покровителем детей, а также студентов-семинаристов.

da512a1bb6bf46d188683c4f05349adf.jpg
Как-то святой Николай, следуя в Никею во время большого голода, остановился в гостинице. Его заинтересовало, откуда это у трактирщика такое отличное мясо, и в таких количествах -- ведь в стране голод. И по одной из версий он застукал трактирщика за разделыванием человечины, по другой -- чудесным образом понял, в чем подвох. Николай заставил отвести себя к бочке, где хранилось мясо.

b353544174214606b5606695278de46f.jpgf7b453f9f21b4c19b6fd41cb5ab99f44.jpg81b6c6f1b3b64bc494bed32b643abb43.jpg

Выяснилось, что все началось с того, что несколько студентов-богословов остановились на ночь в неправильной гостинице. (В поздних перессказах легенды студенты превращаются в малолетних детей. Это, конечно, более страшно, но тогда по логике сюжета не понятно, куда делись их родители, неужели мальчики решили пойти в гостиницу без них?)
2e97ad154f364f30b293d32a4425e7ba.jpg

Трактирщик и его жена перерезали им горло, и засолили мясо в бочке.

4fb76dfc08c14ed083b915874ecc140e.jpg
4b9034173d7043e8bac7801132d53450.jpg
(другие иллюстрации этой книги здесь)

По одной из версий легенды, мясо пролежало так целых семь лет, по другой -- Николай прибыл в гостиницу уже на следующее утро. В общем, детали неизвестны, главное, что Николай чудесным образом воскресил трех невинно убиенных и засоленных.

Джентиле да Фабриано, ок. 1425. Изображения этой легенды обычно сосредоточены на чудесном моменте воскрешения трех юношей или детей, которые изображаются голыми в бочках (или в одной бочке, если они маленькие)


Ни о каком наказании, постигшем трактирщика, не сообщается. Будем  надеяться, что воскресшие с ним разобрались по-свойски, явно ведь -- налаженный бизнес у человека, надо принимать превентивные меры.

Аньоло Гадди, ок. 1385.
Герард Давид, 1500-1510



Часослов Анны Бретонской, 15 век. Удаляющийся трактирщик виден на заднем плане


Легенда о воскрешении трех детей стала очень популярной в 13 веке, потому что про нее была написана пиеса. Небольшое сочинение на латыни. Оно сохранилось в рукописи 13 века в Орлеане, происходящей из Флери, где пьеса игралась учениками. (ссылка)

Часослов де Грей, ок. 1390


***

Рассказываю, откуда эта история взялась: очень любопытная мутация сюжета, впрочем, типичная для "темного" средневековья. Изначально в житии св. Николая (сначала в Praxis de Stratilatis, потом вроде и в "Золотой легенде") была история про то, как Николай спасает от казни трех несправедливо осужденных римских офицеров (это длинная легенда со множеством подробностей и повторов).

Илья Репин - Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных, ок. 1890


Этот сюжет встречался в средневековом восточнохристианском искусстве, причем солдаты иногда изображались заключенными в башню. А святой, согласно иератической системе, изображался гораздо выше их ростом (потому что он главнее).

Когда эти изображения попали с Востока на Запад, средневековое воображение не разобралось, что именно тут нарисовано, и придумало им новую историю. Взрослые римляне (уменьшенные в размерах) в новой мутации легенды превратились в детей, а каменная башня -- в бочку.

Остальные подробности высосали из пальца, из сказок-страшилок.

Худ. Elisabeth Ivanovsky


Имя автора утеряно, а вот замах тесака хорошо получился.


***


Tags: омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →