Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Одна женщина у разных художников Серебряного века


На портрете Александра Головина (1916)

Е.П. Носова — собирательница русской живописи. Сестра Михаила, Николая, Степана Рябушинских.


На портрете Николая Феофилактова (1913)


Родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье московского промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Воспитывалась вначале дома, затем училась в гимназии. В начале 1900-х гг. вышла замуж за Василия Васильевича Носова, одного из владельцев известной в Москве суконной фирмы. Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите. С 1910 г. В.В.Носов стал заметной фигурой в деловой Москве: он управлял делами фирмы, входил в Совет Купеческого коммерческого банка Российского взаимного страхового союза. В 1912 г. вместе с Рябушинскими он выступил в качестве учредителя Московского банка.


На портрете Константина Сомова (1911)

Интерес к искусству у Носовой пробудился рано. И это не удивительно, поскольку ее братья имели коллекции очень высокого художественного достоинства.


Евфимия Павловна тоже стала собирать художественную коллекцию. Пример братьев Михаила и Степана, предполагавших передать свои собрания Москве, заразил и ее. Она решила в своем особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его родному городу. «Дом после своей смерти, — писал о Носовой М.В.Добужинский, — хочет передать городу, и ее мечта, чтобы выдающиеся и нравящиеся ей русские художники в этом доме сделали нечто. Вместе с домом Москве должна быть завещана и коллекция картин как городская художественная галерея» (8, с. 295).


В коллекции Носовой была представлена только русская живопись. Судя по произведениям, оказавшимся позже в государственных музеях, едва ли не главное место занимала в ней портретная живопись. Здесь были работы В.Л.Боровиковского («Портрет кн. А.А.Долгорукого», «Портрет кн. М.И.Долгорукой», «Портрет стихотворца и переводчика гр. А.С.Хвостова»), А.Г.Венецианова («Портрет Е.А.Балкашиной»), О.А.Кипренского («Портрет А.А.Челищева»), Д.Г.Левицкого («Портрет графини Урсулы Мнишек», «Портрет капитан-лейтенанта Г.А.Долгорукова»), Ф.С.Рокотова («Портрет неизвестного в синем кафтане», «Портрет неизвестной в розовом платье»), М.И.Теребенева («Портрет неизвестной в чепце»), В.А.Тропинина («Портрет неизвестного с сигарой в руке»), П.Ротари («Портрет неизвестного»), С.Тончи («Портрет поэта Г.Р.Державина»). Таким образом, это была очень самобытная и ценнейшая по представленным здесь произведениям коллекция, превосходный домашний музей русского портрета.



Бюст работы Анны Голубкиной (1912)

Коллекция Носовой размещалась в особняке на углу Малой Семеновской и Введенской площади. Дом этот построен еще В.Д.Носовым в 1880 г. Евфимия Павловна поселилась здесь после замужества, в начале 1900-х гг.


Особняк Е.П.Носовой стал одним из художественных центров Москвы, где устраивались литературные вечера, театральные представления, вернисажи с участием поэта М.А.Кузмина, художников С.Ю.Судейкина, К.А.Сомова, М.В.Добужинского и других. «Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма, — вспоминал ее племянник Ю.А.Бахрушин. — Окруженная поэтами-символистами и художниками-«мирискуссниками», она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи» (1, с. 244).


После 1917 г. Е.П.Носова эмигрировала. Еще до своего отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А.А.Бахрушина. После декрета о национализации все эти вещи стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.



В первые послеоктябрьские годы в бывшем особняке Е.П.Носовой открылся один из Пролетарских музеев. Однако просуществовал он недолго и подобно другим таким же музеям был ликвидирован, а художественные предметы пополнили Государственный музейный фонд. Оттуда они попадали либо в другие музеи, либо в Антиквариат.


Дом Носовой сохранился до наших дней (Введенская площадь, д. 1).


В эмиграции Евфимия Павловна сначала жила в Париже, затем переехала в Рим.


Е.П.Носова умерла в 1960 г.


(Биографическая справка отсюда)
Tags: vs, портреты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments