Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Очень рождественское искусство: Избиение младенцев

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством -- Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика "омерзительное искусствоведение".



Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем...).

Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий -- от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря -- волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается. Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты "вифлеемской звездой", как нас учит великая Википедия.


Рогир ван дер Вейден, "Бладелинский триптих", правая створка. 1450-е


Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу -- судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. "Путешествие волхвов", 1430-е


Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще "святою" и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: "не ходите больше к Ироду, не надо", к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. "Волхвы в доме Ирода", 1880-е


Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.
Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.
Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название "Избиение младенцев", то дальше его не подписываю в иллюстрациях.


И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век


Точное число погибших неизвестно.

Школа Рубенса, 17 век


Византийская традиция говорит, что их было 14 тысяч.

Master of the Augsburger Heimsuchung, ок. 1480


Сирийский список святых говорит, что было убито 64 тысячи детей.

Гирландайо. 1480-е


По коптским источникам -- погибло 144 тысячи.

Джотто, 1310-е


А ученые, короче, тут прикинули, какое население в 1 веке до н.э. было в Вифлееме (около тысячи человек) и ладно, плюс еще в вифлеемской области в пределах окружной кольцевой.
И сколько при таком количестве людей там было в наличии мальчиков до двух лет -- оказалось, 20 человек максимум.

Не гекатомба выходит, однозначненько.

Неизвестный испанский художник, 12 век


Ну ладно, там же еще типа перепись была, собственно из-за которой Иосиф  с беременной Марией и приехали в город. Скажем, в пять раз население выросло -- тогда мальчиков наберется человек сто. А вот это уже масштабненько, картинка кровавая все-таки набирается, зовите жюри World Press Photo!

Маттео де Джованни, 1488





Ах, да, перепись...
Отмечу: разговоры о том, существовал ли Иисус Христос в реальности -- это совершенно отдельная история, и это уже мировоззренческие споры.
А вот разговоры о том, много ли фольклора и выдумки напихано в детали его биографии, особенно в истории про его детство -- это совершенно нормальные споры, их и богословы ведут.
И сходятся в основном, что это все сказки.

Рубенс. Ок. 1637

Не было никакой переписи.
И вообще, Ирод не приказывал убивать никаких вифлеемских младенцев.
Черный пиар! Оклеветали человека!

Арчимбольдо (атт.). Голова Ирода. 1580-е.
(Обычно Арчимбольдо складывал лица из цветов и фруктов, но голову Ирода он "слепил" из трупиков младенцев)



Такая клевая и красочная политическая акция, как вы понимаете, не могла бы не отразиться еще в каких-нибудь письменных источниках той эпохи, помимо Евангелия. Кругом же Римская империя, где в фейсбук не строчил только ленивый, даже вон император Клавдий 20 томов истории написал.

Дуччо. "Маэста" (фрагмент), 1308-11



Но никто, ни один враг Ирода не упомянул об этом преступлении.
Зато подробно и в деталях все описали как он прикончил некоторых из своих восьми жен, детей, многих друзей и соратников.

Так что все это "Избиение младенцев", граждане, липа!
Не надо переживать за этих детей, успокойтесь.

Себастьяно Гальвано, 16 век


Точнее говоря, поэтическая вольность.

Зачем она была нужна авторам Евангелия?
Дело в том, что к моменту прихода Иисуса Христа у иудеев был определенный список пророчеств о грядущем Мессии, составленный на основе выписок из высказываний пророков Ветхого Завета (очень длинный список).

Джусто де Менабуои, 1370-е


Например, по пророку Михею, он обязан был родиться в Вифлееме. Но Иисус-то был из Назарета, это все знали! Поэтому авторы придумывают вот эту перепись, и благодаря ей "заставляют" Иосифа с женой подняться с насиженного места, чтобы роды прошли в положенном городе.

Брейгель, 1580-е



Там еще много такого: с подгонкой деталей.
Вообще, если вычеркнуть из истории Христа подробности, не упомянутые пророками, мало чего останется из ключевых вех рассказа. Так, при Распятии они предсказали тьму, пришедшую со Средиземного моря, соседей с судимостью, розыгрыш в покер его одежды солдатами, пронзение копьем, последние слова и т.п.
Но это, конечно, не важно, с точки зрения верующего человека -- было или не было, подгонка или нет.

Николя Пуссен. 1627


Главное, граждане, то, что при создании всех этих картин
ни один младенец,
а также ребенок более старшей возрастной группы
не пострадал!

С наступающим вас!

Царь Ирод на троне. "Часослов Фердинанда Арагонского", 16 век


Немецкая фреска, 13 век


Бонифацио де Питати, 16 век
Особенно мне понравился юноша в красном бархате, созерцательный такой.



Андреа ди Бартоло, 1380-е


Корнелис Корнелиссен. 1590-е


Греческая икона, 17 век


"Часослов королевы Боны", 1528


Никколо Бамбини, 17 век


Klosterneuburger Evangelienwerk, 1340-е


Фра Анжелико, 1450


Гвидо Рени, 1611



Мастер Бертрам, 1410-е


Даниэле да Вольтерра, 1557


Кранах, ок. 1515



Tags: ветхий завет, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Дорогой читатель! Это блог историка искусства Шакко (Софья Багдасарова). Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных…

  • Если вам нравится меня читать, то вы можете

    угостить меня виртуальным пивом, а мне будет приятно получить материальную благодарность за мой интеллектуальный труд. (вверху…

  • Любителям полицейских сериалов

    Пару недель сладострастно смотрела Miami Vice (1984–1990), известный на Руси как "Полиция Майами: Отдел нравов". В первый раз жизни,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →