Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Портрет Клетчатого из «Приключений принца Флоризеля» (и его судьба)

Что послужило прототипом картины и почему авторы советского фильма гениальны, хотя погрешили против хронологической точности.



Советский фильм «Клуб самоубийц, или Приключения коронованной особы» (1981) не зря любим многими зрителями. Во многом это заслуга сценаристов, которые превратили два достаточно многословных сборника рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи» Роберта Льюиса Стивенсона в единый связный сюжет с переплетающимися линиями.

А еще они украсили историю множеством замечательных штрихов — например, полностью, с нуля, придумали сцену с портретом Председателя (Д. Баниониса), написанного персонажем по фамилии Перкинс.



Принц Флоризель (бандитам):
Сейчас я покажу вам портрет. Я предупреждаю вас, что это именно портрет. Во всяком случае, я прошу вас отнестись к нему, как к портрету.

Как мы помним, преступники, несмотря на опасения Флоризеля, с легкостью опознают Клетчатого, и авангардный стиль портрета в этом им не мешает.

Удивительный факт — но это узнавание вполне правдоподобно, потому что и в реальной жизни те картины, на которые ориентировались художники фильма, обладали определенным портретным сходством.






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ МОЮ СТАТЬЮ ПРО ЭТОТ ПОРТРЕТ
НА САЙТЕ "Артхив"
куда рубрика "картина как персонаж" переехала, едва успев возникнуть.

***
В прошлом выпуске было про "Венеру" из "Хождения по мукам", в следующий раз будет про сэра Хьюго Баскервиля. Предлагайте свои варианты, про какие картины в кино и книгах еще стоит рассказывать? За тему с "Клетчатым" спасибо innokent

АПДЕЙТЫ
(складываю все здесь, чтобы не потерялось)

В первоначальной версии моей статьи имя автора реквизита было не названо, потому что доказательств не было. В процессе обсуждения с комментаторами подтвердилась версия, что автором был художник-постановщик ленты, Исаак Каплан. Нашлось его интервью, где он говорит:

"И потом, я ведь был «гениальным абстракционистом». То, что показано в фильме «Принц Флоризель» в мастерской художника, — все были мои картины, которые я специально написал. А портрет Клетчатого пришлось потом подарить Банионису, — очень уж он им проникся" (журнал "Нева", 1995, вып. 10-12, стр. 229).

Я написала письмо сыну Баниониса Раймундасу (1957 г.р). Он ответил так: ""Я, конечно, помню этот эпизод в фильме, но не помню чтобы сама картина появлялась у нас дома. Сейчас, во всяком случаи ее точно нет".

Журналист Ирина Степанова мне написала, что оригинал картины хранится у оператора этого фильма Константина Рыжова. В 2011 году, накануне 85-летия Рыжова, она брала у него интервью для телеканала "Санкт-Петербург", передачи "Интервью". Картина висела на стене в квартире, в закадровой беседе он сказал, что она была подарена ему после съемок.

***

В интернете продаются копии картины.

Вариант портрета (но обратите внимание, добавлены желтые и красные цвета), засветился в сериале «Чудны дела твои, Господи!», конец 1 серии, 2016 год. Но это другая картина!



Картины из мастерской Перкинса (со скрипкой и другие) очевидно остались на киностудии. Их можно увидеть фильме про Шерлока Холмса «XX век начинается» (1986). Подробно здесь.


Tags: articles, avant-garde, картина как персонаж
Subscribe

Posts from This Journal “картина как персонаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →