Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Как вонь сделала человека святым

Как потомок папы Александра Борджиа сподобился причислению к лику католических святых, и какое влияние на это оказали неприятные запахи. Изучаем вопрос с помощью картин Тициана, Рубенса, Гойи, а также весьма смешных мексиканских примитивов.




Продолжаем изучать мрачные эпизоды средневековой истории государств Пиренейского полуострова. В прошлый раз было про труп невесты на троне, а еще раньше -- про Хуану Безумную с бродячим гробом.

Жила-была королева, красоты безумной, богатства необыкновенного.
Звали ее Изабелла Португальская.
Тициан ее писал такой.



Муж у королевы был самым могущественным монархом Европы того времени -- это был император Священной Римской империи Карл V, по совместительству -- король Испании (по маме, Хуане Безумной, той самой, которая с трупом мужа скиталась).

Рубенс. Портрет супругов -- Карла V и Изабеллы Португальской
(художник жил парой поколений позже, и создал эту картину методом "коллажа" из двух отдельных портретов Тициана, правда, есть версия, что это просто копия одной утраченной картины Тициана)



У императора Карла был любимый двоюродный брат по имени Франсиско Борджиа, герцог Гандиа.
Точнее, двоюродной сестрой императора была мать данного Франсиско (ее папа Алонсо Арагонский был бастардом Фердинанда Католика, и соответственно единокровным братом Хуаны Безумной). Но обычно говорят, что они были кузены, потому что Карл был старше Франсиско всего на десять лет.

Итак, по материнской линии Франсиско имел кровь испанских королей.
А фамилия ему досталась от отца Хуана, сына Джованни Борджиа (рано убили, ничем не прославился) и соответственно внука пресловутого папы римского Александра Борджиа.

Портрет Джованни Борджиа (?). Предположительно убит своим братом Чезарею


Как эту ветвь Борджиа занесло в Испанию? Джованни перед смертью успели женить на племяннице арагонской королевы Хуаны Энрикес (то есть его жена оказалась кузиной Фердинанду Католику). Когда семейству Борджиа в Италии пришлось совсем плохо (папа римский умер, Чезаре тоже), смысла сохранять итальянские корни не осталось. Тем более, что Испания была династии родиной -- папа Александр изначально был Родриго де Борха.
(В испанском языке нету "дж", в отличие от итальянского, фамилия Borja читается именно как "Борха").

Итак, наш герой Франсиско был суперзнатен, любимый друг императора, женат, восемь детей, фактически выполнял функции премьер-министра, а когда монарх уезжал -- наместника, купался в золоте и все такое.

Следует отметить, что испанские Борхи, в отличие от римских пращуров Борджиев, были весьма верующие католические люди, богобоязненные и приличные. То есть, фамилия им совершенно не шла!
Это, наверно, как дети алкоголиков, которые компенсаторно психологически в рот не берут.

Джон Кольер. Бокал вина у Чезаре Борджиа. 1893


Какие именно отношения были у Франсиско с прекрасной королевой Изабеллой -- неизвестно (кстати, она тоже приходилась ему кузиной, как еще одна внучка Фердинанда Католика). Император оставлял Франсиско наместником в Испании при жене. Ходили слухи, что они любовники -- но это просто слухи. Наверняка она ему нравилась, он ее почитал и ею восторгался.
И был к ней привязан.

И вот в 1539 году, в возрасте 35 лет прекрасная королева умирает. Седьмыми, между прочим, родами! (Да здравствуют контрацептивы, которые ныне нам доступны).

Хуан Пантоха де ла Крус. Император Карл с супругой Изабеллой и родней в молении. 1599


И тут начинается испанская народная, вернее, королевская забава "а давайте побегаем с трупом по стране!".
Королева скончалась в столице -- тогда это был Толедо, а похоронить ее надо было в королевской усыпальнице в Гранаде, на самом юге страны.

Император так переживал из-за смерти любимой супруги, что заниматься похоронами решительно не мог. Напомним, что его мама Хуана в аналогичной ситуации (турпоездка с трупом супруга в Гранаду) сошла с ума, и после похорон ее заточили на пару десятилетий в башню, а корону отобрали. Так что Карл заперся в монастыре, откуда не выходил в течении двух месяцев и все молился и молился. А сопровождение гроба поручил верному другу Франсиско Борха.

Хосе Морено Карбонеро. Обращение герцога Гандиа. 1884


Похоронная процессия прошла через пол-Испании, из Толедо в Гранаду.
После того, как гроб и сопровождающие его придворные прибыли в город, было необходимо соблюсти одну процедуру.
Монахи, занимавшиеся захоронением, потребовали, чтобы перед погребениям гроб был открыт и тело осмотрено -- нужно было засвидетельствовать, что тело не подменили, и все такое.

Засвидетельствовать это был должен наш герой, Франсиско Борха.

Пьетро делла Веккиа. Обращение святого Франсиско Борха, 17 век


Гроб открыли, и он увидел останки некогда любимой (?) прекрасной королевы.
За время пути тело начало гнить и вонять.
Он побледнел и сказал, что если бы он не сопровождал гроб всю дорогу, он бы и не поверил, что это Изабелла. Также он пообещал больше не служить такому сеньору, который может умереть.

No puedo jurar que esta sea la emperatriz, pero sí juro que es su cadáver el que aquí ponemos...
juro también no más servir a señor que se me pueda morir.

Худ. Жан-Поль Лоран. Обращение святого Франсиско Борха. 19 век


(фрагмент)


Зрелище это будто ударило ему обухом по голове и наглядно продемонстрировало тщету и суетность окружающего мира.

Худ. Антонио Паломино. Обращение святого Франсиско Борха. 17 век.
(Тут художник переборщил -- явно бы до скелетирования тела еще не успело дойти).



С той поры Франсиско Борха больше не был прежним...
Не радовали его придворные увеселения, роскошь, музыка.
Когда несколько лет спустя умерла его жена, исчезла его последняя связь со светом. Он принял монашеский постриг, стал членом ордена иезуитов. Через некоторое время его возглавил (ну еще бы, как королевскую родню не продвигать-то, тем более такого способного управленца).

Гойя. Св. Франсиско де Борха прощается со своей семьей. 1788


Худ. Франсиско Рици. Обращение святого Франсиско Борха. 1658.
Здесь, опережая события, Франсиско уже кажется изображен в монашеском облачении.



Через сто лет после смерти его канонизировали.

Гойя. Св. Франсиско де Борха, изгоняющий демонов из умирающего. 1788


Далее опять ставлю "Обращения" многочисленные.

Автор утерян. Да и труп Изабеллы плохо различим...
Зато с историчностью костюма все нормально, примерно так вот вельможи Испании и одевались в то время (хотя больше на следующее царствование тянет, если честно)



Как долго тело императрицы оставалось непогребенным, за какой срок оно успело так повредиться, найти очень трудно. Но в этой книге пишут, что всего 17 дней (умерла она 1 мая).

""La Capilla Real recibía el 17 de mayo de 1539 el cadáver de la emperatriz Isabel, fallecida el 1 de mayo en Toledo de resultas de su último parto (...) Su cadáver fue depositado junto a los de Isabel y Fernando, Miguel de Portugal y Felipe I".

Худ. Паоло ди Маттейс. 16-17 век.
Франсиско опознается по нимбу, святой же.





Худ. Мариано Сальвадор Маэлья.


А вот это самое няшное из всех картин, потому что латиноамериканское

Провинциальный мексиканский художник.
Такой очаровательный примитив!



Кстати, эта жертва бедного Франсиско на самом деле оказалась ненужной: когда император Карл умер, его похоронили в Эскориале, в центре страны. Новый король Филипп II (кстати, он 12-летним присутствовал при вскрытии гроба Изабеллы в Гранаде), приказал выкопать маму и привезти в Эскориал, чтобы положить рядом с папой. Это он выполнял завещание императора, который приказал положить их так, чтобы тело наполовину было под алтарем, а наполовину попиралось ногами священника. А в середине 17 века их праправнук Филипп IV опять потревожил Карла и Изабеллу, приказав их перезахоронить в Королевском Пантеоне там же, чтобы никто ногами не топтал.

Предыдущие выпуски рубрики "омерзительное искусствоведение"  читайте по тэгу.

Tags: испания, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “испания” Tag

  • Красавицы мавританской Испании

    Рыцарственную любовь придумали, как все мы знаем, в средневековой Европе. Но мало кто помнит, что христианских воинов самозабвенно поклоняться…

  • Велит приготовить консул поднос для грудей Олайи

    Да, вы все правильно видите на этой картине 17 века: девушка с секатором в руках, а перед ней на подносе -- ее отрезанные груди. Был в католической…

  • Феминист 15 века

    (картинка из эпохи просто так) В пятнадцатом веке, когда было модно публично спорить о недостатках и достоинствах женщин, один галисиец --…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →