Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Главные собаки китайского искусства

Про итальянского иезуита, который дослужился до сана мандарина, про старинный фонтан ценой в миллионы долларов и про саботаж китайским госчиновником продажи голов покойного Ива Сен-Лорана в Париже.



Во второе новолуние после зимнего солнцестояния – 16 февраля 2018 года, по восточному календарю начался год Собаки. Изучим, чем важна собака для китайской культуры, и в каких произведениях искусства это находит отражение.

Одно из двенадцати зодиакальных животных, для китайцев собака имеет важное символическое значение уже на протяжении многих тысячелетий, фигурируя во множестве мифов. Например, именно собака научила людей земледелию, а черный пес Тяньгоу живет на Луне и пожирает Солнце во время затмения. Пес по имени Панху, который в награду за верную службу получил в невесту дочь императора – прародитель одной из китайских народностей. Китайские «сторожевые львы», мощные обереги, которые охраняют входы – тоже, по некоторым предположениям, собаки.



Амулеты на счастье в виде собачки, которые можно было носить с собой, или же статуэтки, которые можно было поставить где-нибудь в комнате, пользовались большой популярностью у китайцев. Амулеты-подвески, как правило, вытачивались из полудрагоценных камней – чаще всего из жадеита. Также их могли использовать в качестве печатей – предмета, постоянно необходимого в повседневной жизни любому деловому человеку.

Ли Ди. "Охотничья собака", 12 век


Итальянец в Китае

Встречаются собаки и в китайской графике. Правда, самый эффектный цикл с китайскими собаками был создан европейцем. В начале XVIII века в Пекин приехал уроженец Милана, иезуит Джузеппе Кастильоне – проповедовать католицизм. Но это дело ему скоро наскучило – еще бы, кругом были такие диковинки. И он отдался тому занятию, которое обожал – рисованию. Причем творить он стал в традиционном китайском стиле, потратив множество сил на изучение этой манеры.

При дворе императора Кастильоне, который принял имя «Лан Шинин», сделал блестящую карьеру – китайским аристократам очень нравились его работы, в которых, несмотря на все усилия художника, порой были очевидны следы западноевропейского искусства.



Одна из подобных работ – цикл, посвященный 10 собакам-чемпионам. В росписи этих шелковых свитков, украшенных каллиграфически выписанными иероглифами на китайском, монгольском и манчжурском, Кастильоне совместил традиции восточного пейзажа с совершенно реалистичными, достоверно выписанными фигурами животных разных пород, от тибетского мастифа до разнообразных гончих. Псы – модели для рисунков, были подарены императору на Год Собаки. Эти свитки до сих пор хранятся в Национальном музее-дворце в Тайбее.



Злосчастный фонтан

Кастильоне приложил руку к созданию еще более знаменитой китайской собаки, увы, ныне утраченной. В 1744 году в императорском дворце «Сады совершенной ясности», попросту говоря – Юаньминъюань, был сооружен знаменитый фонтан, украшенный в честь 12 знаков китайского зодиака соответствующим количеством фигур животных.

Каждый из зверей извергал воду изо рта в положенное время, например, обезьяна – между тремя и пятью часами дня, а бык – между первым и третьим часом ночи. Кастильоне – автор скульптур, а создателем механизма был французский священник Мишель Бенуа. «Дизайн» фонтана при этом получился в совершенно восточном духе и был гордостью дворца и парка. В 1860 году, когда французы и англичане во время Второй опиумной войны разгромили Пекин, этот дворец был разграблен, и скульптуры исчезли почти на полтора века.

Реконструкция фонтана, Гранд-Отель "Пекин"


В 1980-х годах головы скульптур с фонтана начали всплывать на европейских аукционах. Поскольку Китай объявил его «Национальным сокровищем», с этими скульптурами оказался связан один из самых громких аукционных скандалов XXI века. Дело в том, что китайцы желают вернуть это культурное достояние в страну – и внимательно отслеживают, что появляется на аукционах. В 2000 году государственная компания China Poly Group Corp. смогла приобрести на торгах в Гонконге всего за 4 млн. долл. для своего музея сразу три из них – «Тигра», «Быка» и «Обезьяну». В последующие годы владелец империи казино Стенли Хо купил за 700 тыс. «Свинью», а затем за 8,9 млн. «Лошадь» и пожертвовал их в китайские музеи.

OBRONZES_P1.jpg

А в 2009 году, при распродаже имущества недавно скончавшегося модельера Ива Сен-Лорана выяснилось, что с молотка пойдут «Крыса» и «Кролик». Правительство Народной республики Китай заявило протест аукционному дому Christie’s и попыталось воспрепятствовать продаже, поскольку имущество является похищенным. Однако Christie’s пренебрегло запросом Китая. На торгах «Крысу» и «Кролика» объявили проданными по 18 млн. долл. за штуку.

Однако когда пришло время расплачиваться, оказалось, что ставку сделал высокопоставленный китайский чиновник с целью саботажа, и выкупать лоты он и не собирается. А Китай, вдобавок, объявил Christie’s, что сделает все, чтобы осложнить работу фирмы на своей территории – а это, между прочим, громадный оборот, потому что Гонконг теперь их.

Rabbit head at Christies sale.jpg

Для китайцев этот фонтан стал своего рода «янтарной комнатой», символом национальной потери. Джеки Чан в 2012 году снял фильм про поиски этих утерянных сокровищ (пускай и бронзовых) – и вымышленную кражу их у некого французского миллионера. А главный контемпорари-художник Китая, а может, и мира – Ай Вэйвей в 2010 году создал про них огромную инсталляцию и возил ее по всему земному шару.

Ай Вэйвей. The Circle of Animals / Zodiac Heads
AiWeiwei_Zodiac_CircleOverview_Portland.jpg.jpg
ai-weiwei_-circle-of-animals_zodiac-heads_-2010.-photo-anders-sune-berg.jpg

В конце концов, Christie’s, вернее, его владелец французский миллионер Франсуа Пино, не выдержал и в 2013 году преподнес «Крысу» и «Кролика» китайскому государству.

hi-zodiac-heads-getty-171726696.jpg

Но пять из 12 голов остаются утраченными. «Собака» всплыла было в 2003 году на каком-то аукционе в Гонконге, но специалисты из Poly Art Museum, где находятся несколько оригинальных голов, осмотрели ее и объявили поздней копией.

Золото и бронза

Когда Ай Вэйвей в 2010 году готовил свой проект «The Circle of Animals / Zodiac Heads», разумеется, он не мог обойтись без собаки.

Ai-Weiwei-Zodiac-Heads.jpg

А как выглядела подлинная «Собака» (а также «Дракон», «Змея», «Коза» и «Петух») – неизвестно, сохранились только поздние повторения. Поэтому художник создал свои собственные версии этих голов. И их можно было увидеть, когда проект в двух вариантах – золотом и бронзовом, путешествовал по миру.

Ai_Weiwei,_Chinese_sculptor_born_1957_exhibit_title,_Circle_of_Animals-Zodiac_Heads,_Dog_-_panoramio.jpg
Aj_Wej-wej_Zvěrokruh_Dog_Praha_2016_1.jpg

Так что самое свежее и актуальное изображение собаки в китайском искусстве – это, на самом деле, поклонение старым мастерам. Причем итальянским!

Кстати, в 2015 году эта работа Ай Вэйвея была приобретена за 4,4 млн. долл. американским миллионером Шоном Паркером (сооснователем Facebook), который на торгах аукционного дома Phillips обошел некого анонимного покупателя из России.

(с) Софья Багдасарова,
My way, 2018

Tags: art & crime, contemporary art, mywaymag, аукционы, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Дорогой читатель! Это блог историка искусства Шакко (Софья Багдасарова). Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных…

  • Если вам нравится меня читать, то вы можете

    угостить меня виртуальным пивом, а мне будет приятно получить материальную благодарность за мой интеллектуальный труд. (вверху…

  • Велит приготовить консул поднос для грудей Олайи

    Да, вы все правильно видите на этой картине 17 века: девушка с секатором в руках, а перед ней на подносе -- ее отрезанные груди. Был в католической…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments