Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Преступники за мольбертом: криминальное прошлое великих художников. Правда или вымысел?

Если верить теории, согласно которой преступление – это тоже своего рода способ самовыражения, то художники, особенно талантливые и успешные, совершенно не нуждаются в том, чтобы преступать закон. Но бывает, что обстоятельства и особенности творческой натуры увлекают творца на совершенно не свойственный ему путь не созидания, но насилия и нарушения закона. Впрочем, еще Пушкин размышлял на тему «гения и злодейства», предполагая для творца в качестве единственного понятного преступного мотива зависть к более талантливому или удачливому коллеге по цеху. В жизни все бывает гораздо более прозаично. Впрочем, очень часто истории о преступных наклонностях того или иного мастера – это всего лишь обывательские домыслы, никак не подкрепленные фактами.



Продолжаю читать замечательную nikonova_alina, которая уже написала все, что я только планирую.

Оригинал записи


Вот несколько таких историй:

Известный мастер итальянского Возрождения фра Филиппо Липпи (ок.1406 – 1469), был не только художником, но и священником. Помимо исполнения великолепных алтарных образов и фресок, он, вероятно, вел и некоторые финансовые дела монастыря Сан-Кирико близ Флоренции, куда его назначили на службу. Детали этой истории неизвестны, но в 1455 году выяснилось, что фра Филиппо был замешан в каких-то темных финансовых махинациях, и его осудили за подлог.

Фра Филиппо Липпи. Поклонение волхвов. Ок. 1445



Лишь благодаря своим высоким покровителям он отделался легким испугом, его просто сместили с должности и перевели в другой монастырь. Он стал капелланом в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Поскольку фра Филиппо был известным ловеласом, то перевод в женский монастырь вряд ли оказался для него наказанием, возможно, он воспринял это как неожиданную награду, тем более что в конечном итоге из этого монастыря он похитил юную монахиню, ставшую впоследствии его женой.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет


Художник Андреа дель Кастаньо (1423 – 1457) согласно легенде убил своего друга Доменико Венециано. Когда исследования доказали, что Кастаньо умер за четыре года до смерти Доменико, и эта легенда не подтвердилась, возникла новая версия, утверждающая, что Кастаньо еще подростком убил своего отца и поджег отчий дом, чтобы скрыть это преступление. Впрочем, известно, что его отец был извергом, морил своих четверых детей голодом и бил их смертным боем. В наше время он сам непременно оказался бы за решеткой.

Андреа дель Кастаньо. Успение Богоматери. 1449-1450


Знаменитого венецианца Тициана Вечеллио (около 1476/77 или 1489/90 – 1576) современники обвиняли в убийстве другого венецианского художника, Антонио Порденоне (1484 – 1539). В свое время он был очень известен и в Венеции, и в других городах, где исполнял различные заказы. Современники полагали, что Тициан возненавидел Порденоне, когда тот приобрел большую популярность в Венеции и стал получать там все лучшие заказы. В конце концов, Антонио очень устал из-за постоянного соперничества с Тицианом и уехал в Феррару, где намеревался отдохнуть и восстановить свои силы. Однако там он неожиданно умер, как это назвали бы сейчас, при невыясненных обстоятельствах.

Порденоне. Свв. Просдоций и Петр. 16 век


Порденоне обедал в траттории и обильно запивал трапезу вином. Вдруг он вскрикнул, захлебнулся, очевидно, потерял сознание, и упал, ударившись лицом о стол. Его отнесли в верхние комнаты, поскольку подобные заведения в те времена сочетали в себе функции ресторана и гостиницы. Порденоне пролежал два дня в коме и умер, не приходя в сознание. Свидетели утверждали, что незадолго до происшествия из дверей траттории выбежал некто, закутанный в черный плащ, а фигурой и походкой этот человек как две капли воды был похож на Тициана. Сразу же родилась версия, что это Тициан специально тайно приехал в Феррару и подсыпал отраву в вино своего соперника, чтобы устранить его раз и навсегда.

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514


У художника, впрочем, оказалось стопроцентное алиби: он как раз в этот день работал над срочным заказом и никак не мог отлучиться из мастерской. Конечно, этому многие не поверили, считая, что его отмазали, потому что ему покровительствовал сам дож. Однако, исповедуясь в своих грехах на смертном ложе, Тициан так и не признался в убийстве Порденоне. Хотя, кто знает, в момент смерти ему было чуть ли не сто лет. Человек в таком возрасте может и забыть что-то не очень существенное.

Однозначно в убийстве, и, очень возможно, даже не в одном был замешан великий Караваджо (1573 – 1610). В отличие от многих своих коллег по цеху он владел шпагой и кинжалом ничуть не хуже, чем кистью, и, к тому же отличался несдержанным нравом и бешеным темпераментом. Известно, что Караваджо, происходивший из достаточно состоятельной семьи, начал получать художественное образование у себя на родине, в Милане, в мастерской местного художника Симоне Петерцано. А в возрасте около двадцати лет, примерно в 1592 или 1593 году, Караваджо неожиданно переехал в Рим. Официальные биографы художника придерживаются мысли, что Милан стал тесен для его творческих амбиций, но один из писателей 17 века, Джованни Беллори предполагал, что художник был вынужден бежать из родного города, поскольку то ли ранил, то ли убил в драке человека.

Оттавио Леоне. Портрет Караваджо. 1621


В Риме Караваджо постепенно нашел себе покровителей, многочисленные заказы помогли ему обрести финансовую стабильность, но при этом его имя постоянно оказывалось в полицейских списках нарушителей закона. В основном это были мелкие правонарушения, хулиганские выходки и неподчинение представителям власти: он мог швырнуть в лицо официанту поднос, носить оружие, меч и кинжал, без соответствующего разрешения, или перебить стекла в доме своего квартирного хозяина, когда возник конфликт из-за квартирной платы, которую художник некоторое время не вносил.

По-настоящему серьезная проблема возникла у Караваджо, когда он в случайной драке, возникшей в споре из-за игры в мяч, действительно убил человека. Здесь его покровители уже были бессильны ему помочь, и в 1606 году он снова бежал, на сей раз из Рима. Караваджо провел оставшиеся четыре года своей жизни, скрываясь от правосудия. Сначала он прятался под Римом, затем перебрался в Неаполь, далее бежал на Мальту. Там он работал по заказам рыцарей-госпитальеров, но опять не смог избежать конфликтов. Несколько раз он оказывался в тюрьме. Потом он снова вернулся в Неаполь, где стал жертвой нападения, вероятно подстроенного его недругами из Мальтийского ордена. Ему сильно изуродовали лицо. Позднее, он еще раз попал в тюрьму в городе Порто-Эрколе, куда перебрался из Неаполя, на сей раз по ошибке. Когда его выпустили, он заболел малярией и умер. Это случилось 18 июля 1610 года, художнику было 37 лет. SHAKKO: подробней читайте у меня здесь: "Карваджо - очень плохой мальчик".

Курбе. Барышни на берегу Сены. 1856


Пришлось сидеть в тюрьме и знаменитому французскому мастеру Гюставу Курбе (1819 – 1877). Он получил шесть месяцев заключения и штраф в 500 франков за участие в уничтожении Вандомской колонны. Курбе поддерживал радикальные идеи Парижской Коммуны, а в тюрьму попал после того, как в мае 1871 года Коммуна была утоплена в крови. Уже после того, как он отбыл наказание, маршал Мак-Магон, который пришел к власти во Франции в 1873 году приказал возобновить расследование.

Курбе. Автопортрет. 1842


Курбе, опасаясь нового ареста, бежал за границу, и остаток жизни провел в Швейцарии. В результате нового судебного разбирательства на него наложили штраф в 323000 фунтов, а все картины, остававшиеся во Франции конфисковали и продали с молотка. Впрочем, это было по большей части политическое дело, и Курбе, разумеется, не преступник, а жертва политических репрессий. Хотя Вандомскую колонну, разрушенную коммунарами как символ тиранической власти, все же жалко, как и любой исторический памятник, который попадается под горячую руку революционерам.

Анри Руссо в 1907


Несколько раз пришлось побывать в тюрьме и знаменитому представителю наивного искусства, французскому художнику Анри Руссо (1844 – 1910), которого иногда еще называют Таможенник Руссо, поскольку некоторое время он действительно служил на таможне. Это были небольшие сроки заключения за несерьезные с точки зрения закона проступки. Первый раз его арестовали еще в ранней молодости, когда он служил клерком в юридической конторе, и хозяин уличил его в мелком воровстве из кассы. Чтобы получить снисхождение суда, Руссо даже записался добровольцем в армию, но перед тем, как отправиться в казармы, ему все равно пришлось месяц отсидеть в тюрьме. В 1904 году его арестовывали за неуплату долгов торговцу художественными принадлежностями, а в 1907 – привлекали к суду по обвинению в непредумышленном мошенничестве. Правда, в этот последний раз он отделался условным наказанием.

Анри Руссо. Карнавальный вечер. 1886


Целый месяц провел в тюрьме знаменитый представитель австрийского экспрессионизма Эгон Шиле (1890 – 1918). Обвинение по современным меркам было довольно серьезным: развращение малолетних и распространение порнографии. Под порнографией понимались его собственные картины и рисунки, 125 его работ были конфискованы, а одна картина даже публично сожжена. Дело происходило в небольшом провинциальном городке, где само присутствие Шиле с любовницей воспринималось как вызов обществу. А предпочтения художника, когда он приглашал в свою мастерскую девочек-подростков, которые, о, ужас, позировали обнаженными (Шиле очень любил писать еще несформировавшееся женское тело), воспринимались местными жителями как ужасный криминал. К счастью, обвинение в совращении малолетних доказано не было, художника выпустили из тюрьмы, и он счел за благо полностью изменить образ жизни. Шиле уехал в Вену, расстался с любовницей, женился на девушке из приличной семьи и несколько изменил тематику своих картин. (...)

Эгон Шиле

Tags: art & crime
Subscribe

Posts from This Journal “art & crime” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →