Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Женщина-вамп эпохи Серебряного века и ее истинное лицо

«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» -- так писал о картине Леона Бакста 1902 года критик Стасов с замшелой бородой.

Л. Бакст. "Ужин". 1902.


В.В. Розанов об этой же картине: «Стильная декадентка fin de siècle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джиоконда, кушает апельсины».

Почитаем, что современные ученые о ней пишут. "Картина «Ужин», прозванная в шутливом противопоставлении серовской «Девочке с персиками» «Дамой с апельсинами», – одно из самых популярных полотен Бакста. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX – начала XX века жанру «портрета незнакомки». С другой, произведение отличается целым рядом черт, делающих его непохожим на салонные портреты безымянных красавиц. Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу «женщины-вамп», который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени. (...)

Избрав в качестве внешнего прототипа героини жену Александра Бенуа Анну Карловну, художник в данном случае не ставит портретных задач. Претворяя весь облик модели – лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, – Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ «ресторанной незнакомки», одновременно и влекущей, и порочной. Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый «серп» алых губ. И дело здесь не в спешке перед открытием выставки, и даже не в «гениальной небрежности» (выражение одного из критиков того времени), а в достигаемом сочетанием различных приемов и техник свойственного модерну соединения реальности и условности".

***
Поговорим про даму, которая позировала для картины -- Анна Карловна Бенуа, ур. Кинд.



Это была жена нашего замечательного художника и великого искусствоведа Александра Николаевича Бенуа.

Леон Бакст. "Портрет А.Н. Бенуа", 1898


Замечательный был человек. Если ищете чего почитать по истории русской живописи 19 века, лучше его одноименной книги до сих пор еще ничего не написали. Фактов и дат, мабудь, накопали новых, а вот оценочно, и по красоте образов и языка -- нет, не написали.

Александр Николаевич и Анна Карловна, которую дома звали Атя, прожили вместе 60 лет, и это был счастливейший брак. Мемуары Бенуа -- отличный способ втянуться в историю Серебряного века, и вот на них она второе главное действующее лицо после автора. О ней писали множество мемуаристов, например, Добужинский:

«Бенуа был нашим общим центром, и уюту его дома очень помогала его жена, Анна Карловна, женщина на редкость милого и веселого характера, которую все без исключения очень любили. Всюду, куда переезжали Бенуа (за петербургское время они переменили три квартиры), создавалась та же теплая патриархальность».

Рисовали Анну Карловну тоже все подряд. Кроме Бакста, "картину" (а не портрет) создал Константин Сомов.

К. Сомов. "Портрет А.К. Бенуа". 1896.



Женщина, которую мы видим здесь, совсем иная, чем шалунья с картины Бакста.

Известно, как эта картина создавалась. Этот портрет, хронологически открывающий ретроспективный ряд произведений Сомова, задумывался всего лишь как оммаж, реверанс Гофману. Анна появилась на маскараде, устроенном в январе 1896 г. ее сестрой Марией Эфрон, в платье «эпохи Директории» и соломенной шляпе с розовым пером, что вдохновило мужа и Сомова — его ближайшего друга, на портретное соревнование. Бенуа в своих воспоминаниях пишет об этом эпизоде так:

"Решено было, что мы будем писать оба, я и Костя одновременно, что сеанс будет происходить у нас в гостиной, у двух окон рядом и что оба портрета будут одинаковой величины, поколенные.
Однако вместо того, чтобы строго придерживаться натуры, мне сразу захотелось изобразить мою подругу в окружении осенней поэзии Ораниенбаумского парка. Атя выделялась бы светлым, слегка голубоватым силуэтом на фоне яркой и разноцветной листвы берез и кленов.
Костя же начал свой портрет без какой-либо предвзятой затеи и с намерением просто и реально передать видимость, однако и он по дороге отступил совсем в сторону и после нескольких колебаний и у него за фигурой Анны Карловны вырос старинный, погруженный в поздние сумерки сад стриженых боскетов, выделявшихся на лимонно-желтом небе. Все это вместе создало очень нежную поэтичность, очень приятную, довольно монохромную красочную гармонию, среди которой розовое перо на шляпе и красный шарф давали особые ноты; гофмановский же характер был подчеркнут тем, что в глубине на фоне стриженой, почти черной листвы, появились две фигуры старичка и старушки в одеждах XVIII века".

Бенуа свою работу вскоре бросил, найти, что стало с этим рисунком, мне не удалось. А вот сомовский стал довольно известным, и когда в 1926 году семья решила эмигрировать, советская власть даже не дала Бенуа его увезти за ценнотью его для истории русского искусства. Так и попал он в музей.

Еще есть вот такой портрет Анны Карловны работы Валентина Серова - как известно, человека желчного и ехидного (1908).
(Кстати, редкий случай явственной улыбки в портрете, о чем мы уже говорили).



Сам Бенуа этот рисунок ненавидел, и даже собственноручно надписал на его обороте:
«Увы, это только одиозная карикатура на мою прелестную Акитцу, которую я сохраняю единственно по ее просьбе».

Позже А. Н. Бенуа расширил характеристику этого произведения: «…я не очень любил это изображение моей обожаемой супруги. Как художественное произведение это великолепная вещь, но как передача характера моей жены портрет далеко не соответствует истине. <… > В серовском… портрете слишком подчеркнуто то, что в характере Анны Карловны было подвижного, веселого, открытого. Получилась какая-то забияка, вакханка. А это не соответствовало действительности. Серов очень ценил в моей жене ее „веселость“ <…> Он любил с ней шутить и, мне кажется, ценил тот род шутливости, который был ей присущ. Но, желая передать именно эту черту, ему нравящуюся, он впал в ошибку и создал некую почти карикатуру. Чрезмерное подчеркивание было ему вообще свойственно…"

Сравнение с её портретом кисти Зинаиды Серебряковой (1924), которая вообще имела тенденцию приукрашивать все женщин, которых реально было приукрасить, говорит о том, что улыбка в принципе Серовым была уловлена верно.



А вот она молоденькая у Бакста (1900)

В воспоминаниях Бенуа очень мило и подробно рассказано, как он за ней долго ухаживал. Вообще, чудесная книжка, правда, громадная.

У Добужинского в 1915.


На двух рисунках мужа (1913 и 1915)



Анна Карловна не написала книг, не издала мемуаров. Но она родила и вырастила троих детей, и была с мужем и в горе, и в радости, и в 19 веке, и в революцию, и в гражданскую, и в эмиграции. Кто знает, что без нее смог бы создать Бенуа.
Мне кажется, это была очень милая, очаровательная пара, не зря все пишут, как здорово было бывать у них в гостях.

А.Н. Бенуа. "Автопортрет", 1893.




Tags: натурщицы, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “натурщицы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Я думал,что термин "женщина-вамп" получил широкое распространение несколько позже-с 1915 года,после выхода фильма с Тедой Бара.
=)
== женщина-вамп

Это какие же тараканы должны в голове бегать, чтобы так эту картину охарактеризовать? Не говоря уже о Стасове ... Разве что из-за декольте ...
По другим изображениям видно, что самые добрые намерения у "девушки с апельсинами" :) Всё-таки лицемерное и больное время ...
Стасов уже старенький был
Не ловил тренды
Ну и сам по себе всегда был довольно мерзким дядей

anrike

6 months ago

vopros_veka

6 months ago

Сергей Зеньков

6 months ago

vopros_veka

6 months ago

anrike

6 months ago

shakko_kitsune

6 months ago

anrike

6 months ago

dr_damir

6 months ago

anrike

6 months ago

dr_damir

6 months ago

Сергей Зеньков

6 months ago

что же этот Стасов так кошек не любил???
Он никого не любил, только передвижников

yu_sinilga

6 months ago

Сергей Зеньков

6 months ago

zima1830

March 25 2018, 07:42:44 UTC 6 months ago Edited:  March 25 2018, 07:50:10 UTC

Она на всех портретах улыбается. Похоже это главный секрет всех симпатий.
Серов как то странно левый глаз нарисовал. Если его прикрыть весьма симпатичный портрет получается. Кстати, мне кажется что на всех портретах что то с левым глазом. Может у нее птоз был?
Да, тоже обратила внимание, почти везде с улыбкой, наверное легкий характер!
Спасибо)))
"влекущей и порочной"?... хех, выходит, не зря первая ассоциация была с девами у бильярда, которым главное не шар забить, а прогнуться как следует, попочку отклячив и грудь на столе выложив. :)
Это такой модный изгиб фигуры в то время был. И платья и корсеты эту линию подчеркивали специально.
Бенуа был стильным перцем. даже сейчас смотрелся бы вполне современно
Бакст, Бенуа, Кинд, Нувель - удивительные русские фамилии.
Ну, говорите правду ...

olemik

6 months ago

stoshagownozad

6 months ago

anrike

6 months ago

stoshagownozad

6 months ago

anrike

6 months ago

stoshagownozad

6 months ago

anrike

6 months ago

anrike

6 months ago

yu_sinilga

6 months ago

uksare

6 months ago

ganelis

March 25 2018, 08:18:45 UTC 6 months ago Edited:  March 25 2018, 08:21:10 UTC

Обри Бердслей - гений и очень красивый юноша был, но как и многие гении рано умер. И мадам Анна Карловна весьма симпатичная. У Серова она самая живая, без позерства.
И очень похожа на фото!
Портрет Сомова кажется мне самым тяжелым. На других Анна Карловна улыбается или смотрит легко и ясно. А тут какое-то оплывшее лицо нетрезвой дамы.
Мне кажется, что Серов, со свойственным ему даром психолога-наблюдателя, точно уловил одно из ее характерных выражений лица. Живое, веселое и энергичное. И очень симпатичное. Портрет получился живой и индивидуальный, не парадный, но запоминающийся. На фоне других, где художники привычно пытаются сделать что-то комплиментарное, это очень заметно. )
Такие смешные портреты

Mikhail Ihnatouski

March 25 2018, 09:33:09 UTC 6 months ago Edited:  March 25 2018, 09:33:53 UTC

Романтизм, т.е. желание не быть, а казаться, в 99 % случаев смешон. Пусть, даже, не злой насмешкой.
у Серова Рина Зелёная вышла

Умели Рисовать Люди!
Ага, похожа!

viktorialet

6 months ago

Ну не вамп ни разу))))
везде улыбается
хотя и впрямь улыбку передать практически невозможно
Вполне солнечная девица с бесами в глазах.
очень люблю эту картину - для меня она не про декаданс и женщину-вамп, а наоборот про "разрыв шаблона". Антураж, платье, поза играют одну историю, а веселая кокетливая улыбка - другую. Словно женщина на портрете смеется над всей этой модной атмосферой чувственности и порока. Ее характер - как солнечные яркие апельсины, а не сексуальный бокал с шампанским.
Ага
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →