Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Арт-рейтинг образца 1677 года

Кто лучше, Рембрандт или Микеланджело? Рубенс или Караваджо? Дурацкий вопрос, да. А если в баллах мерить, оценки поставить?

Посмотрите на выкладки ученого-теоретика эпохи классицизма, который совершенно серьезно попытался выстроить иерархию великих художников и немножко поофигевайте от ощущения, насколько изменились вкусы зрителей и внутренняя иерархия современного зрителя по сравнению с 17 веком.


Илл.: "Фейспалм Рафаэля", худ. Franz Riepenhausen, 1821 год


Французский теоретик Роже де Пиль работе «Баланс живописцев», впервые опубликованной в 1677 году, в рамках спора между "пуссенистами" и "рубенсистами" выставил художникам оценки по 20-балльной системе.

"У де Пиля возникла оригинальная мысль выставить великим художникам оценки по двадцатибалльной системе. Высшей оценки не удостоился никто, поскольку речь идет об идеале композиции, рисунка, цвета и формального выраже ния. Разброс оценок очень велик.

Так, по композиции

  • лучше всех оценка у Рубенса (18),

  • за ним следуют Рафаэль и Гверчино (по 17),

  • а замыкают список Джованни Беллини и Перуджино (по 4).

  • Микеланджело получил по композиции лишь 4, Пуссен — целых 15 баллов.


Что касается рисунка, то здесь

  • первым оказывается Рафаэль (18),

  • вслед за ним идут Микеланджело, братья Карраччи, Доменикино и Пуссен (по 17);

  • Рубенс получил лишь 13, Джованни Беллини и Рембрандт замыкают список (по 6!).


В отношении цвета лидируют

  • Джорджоне и Тициан,

  • затем идут Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Якопо Бассано (по 17).

  • Пуссен получает лишь 6 баллов,

  • Микеланджело — 4.


Забавно, что по «формальному выражению» (экспрессия)

  • первым идет Рафаэль (18),

  • вслед за ним Рубенс и Доменикино (по 17).

  • Лебрен — скорее всего, из-за его мазка, получил 16 баллов,

  • Пуссен также оказался на достаточно почетном месте (на четвертом при 15 баллах),

  • Веронезе удостоился лишь 3 баллов,

  • а Якопо Бассано, Караваджо и Пальма Веккио получили нулевую отметку!


Общий итог этой педантичной схоластической схемы несколько невнятен,

  • поскольку Рафаэль и Рубенс по сумме баллов оказываются лидерами на равных (по 65 баллов),

  • за ними идут братья Карраччи, Лебрен и Доменикино, имеющие по 56 баллов.

  • Пуссен в этом конкурсе все-таки занял третье место с 53 баллами,

  • Тициан оказался на пятом (51),

  • Рембрандт на шестом (50),

  • Джорджоне, Микеланджело и Пармиджанино на тринадцатом (по 37)".

Из книги: Базен Ж. История истории искусства

***
Душераздирающее зрелище. Как время всех переставило в иерархии. Кто теперь тех Гверчино и Карраччи помнит, кроме специалистов?

UPD: tnx linleague
Де Пиль составил таблицу эстетической оценки по четырём критериям, никаких суммарных значений он не приводил. Авторы (с работами которых он знакомился в своих путешествиях) расположены по алфавиту, а не по рейтингу. Так что описание Базена лукаво. Это не хит-парад, и ничего "забавного" в таблице нет, скорее, наоборот, это способ де Пиля обратить внимание на то, что именно эстетически привлекает зрителя в работах классиков.




Pittore



Composizione



Disegno



Colore



Espressione
Andrea del Sarto 12 16 9 8
Federico Barocci 14 15 6 10
Jacopo Bassano 6 8 17 0
Giovanni Bellini 4 6 14 0
Sébastien Bourdon 10 8 8 4
Charles Le Brun 16 16 8 16
I Carracci 15 17 13 13
Cavalier d'Arpino 10 10 6 2
Correggio 13 13 15 12
Daniele da Volterra 12 15 5 8
Abraham van Diepenbeeck 11 10 14 6
Il Domenichino 15 17 9 17
Albrecht Dürer 8 10 10 8
Giorgione 8 9 18 4
Giovanni da Udine 10 8 16 3
Giulio Romano 15 16 4 14
Guercino 18 10 10 4
Guido Reni x 13 9 12
Holbein 9 10 16 3
Jacob Jordaens 10 8 16 6
Lucas Jordaens 13 12 9 6
Giovanni Lanfranco 14 13 10 5
Leonardo da Vinci 15 16 4 14
Lucas van Leyden 8 6 6 4
Michelangelo 8 17 4 8
Caravaggio 6 6 16 0
Murillo 6 8 15 4
Otho Venius 13 14 10 10
Palma il Vecchio 5 6 16 0
Palma il Giovane 12 9 14 6
Il Parmigianino 10 15 6 6
Gianfrancesco Penni 0 15 8 0
Perin del Vaga 15 16 7 6
Sebastiano del Piombo 8 13 16 7
Primaticcio 15 14 7 10
Raffaello 17 18 12 18
Rembrandt 15 6 17 12
Rubens 18 13 17 17
Francesco Salviati 13 15 8 8
Eustache Le Sueur 15 15 4 15
Teniers 15 12 13 6
Pietro Testa 11 15 0 6
Tintoretto 15 14 16 4
Tiziano 12 15 18 6
Van Dyck 15 10 17 13
Vanius 15 15 12 13
Veronese 15 10 16 3
Taddeo Zuccari 13 14 10 9
Federico Zuccari 10 10 8 8

Tags: франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →