Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

14. Кони по колено в кровавом вине

Правда ли, что при Конце Света спасутся только девственники? Что такое точило гнева божьего? Что подразумевают Megadeth в своей песне "Blessed Are the Dead"? А Стейнбек в заглавии книги "Гроздья гнева"? Продолжаем просвещаться.

Roger Wagner The Harvest at the End of the World and the Reapers are Angels, 1984.jpg


Эта глава "Апокалипсиса" практически вся на позитиве, ну, по сравнению с двумя предыдущими, где сплошняком появлялись сатанинские чудовища (ыть1, ыть2).

Глава 14 (современный перевод)

1 И я увидел: вот стоит Ягненок на горе Сион и с Ним сто сорок четыре тысячи тех, у кого на лбу написаны Его имя и имя Отца Его.

И вот очередное Поклонение Агнцу; от предыдущих его можно отличить по наличию горы. Этот Сион -- не реальный иерусалимский холм, а символический, как и Небесный Иерусалим. 144 тыс. верующих мы встречали ранее, они были отмечены печатью Христа как те, кому суждено будет спастись.


2 И услышал я голос с неба, подобный грохоту водопада, подобный грохоту грома. Голос, который я слышал, был как звуки арфы, когда на ней играют арфисты.

В синодальном переводе музыкальный инструмент назван не "арфой", а "гуслями".
Фреска афонского монастыря.



3 Они поют новую песнь перед престолом и перед четырьмя существами и старейшинами; никто не мог выучить эту песнь, кроме ста сорока четырех тысяч, выкупленных из земного плена.

Тут мы всех знаем: 144 тысячи спасенных поют песнь перед Престолом (здесь он пуст), вокруг 4 животных, исполненных очей, и 24 старца. Песнь "Новая", что особенно подчеркивается.
Douce Apocalypse, 13 век, Англия



4 Это те, кто не осквернился с женщинами, но сохранил свою чистоту, это те, кто следует за Ягненком, куда бы Он ни пошел. Их выкупили из числа остальных людей; их предложили Богу и Ягненку как начаток; 5 язык их не знал обмана, они непорочны.

"Девственники" эти спасенные  не в том смысле, что никогда не занимались сексом, а в том смысле -- что не язычники, т.к. в Ветхом завете "блудодеяние" часто равно "идолопоклонство". Однако иногда это слово трактовалось и в прямом смысле, тогда среди верующих случались перегибы с сохранением нравственности.
Джусто де Менабуои. Фреска падуанского баптистерия, 14 век. Здесь гора огорожена стенами, что подчеркивает то, что это как бы город, Иерусалим.



6 Потом я увидел другого ангела, летящего в поднебесье с вечной Радостной Вестью, чтобы возвестить ее обитателям земли, всякому роду, племени, наречию и народу.

В синодальном переводе этот первый ангел имеет "вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу". То, что Евангелие будет проповедоваться по всему миру всем народам — это один из признаков приближающегося конца света, так что появление первого ангела с благой вестью всякому племени и колену и языку и народу — исполнение этого пророчества.
Здесь это Евангелие-Радостная весть изображена наглядно в виде свитка в руках ангела.



7 Он восклицал громким голосом:— Бойтесь Бога и воздайте Ему славу! Ибо пришел час Его суда! Так поклонитесь Создавшему небо, землю, море и источники вод!

Этот образ обозначает одновременно и "ну все, конец света настал" и "однако у вас есть возможность спастись", т.е. это как бы "хороший", добрый ангел.
Витраж Йоркского собора, 15 век



8 И еще один, второй ангел летел за ним следом

Здесь все три ангела в ряд, мы в данном случае говорим о втором, в малиновом, который указывает пальчиком вниз, на разваливающийся как от землетрясения город Вавилон (ну, то есть Рим). Слева вверху -- Поклонение Агнцу.


и восклицал:
— Пал, пал, пал Вавилон, великая столица, яростным вином своего разврата упоившая все народы!

Здесь появляется образ "вина". Это интертекстуальная игра с Ветхим Заветом. Там  Иеремия говорит о том, как империя развращала: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшего всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали», Иоанн этот образ подхватит и разовьет.
Симеон Соломон. "Вавилон был золотою чашею". 1859



9 И еще один, третий ангел следовал за ними, восклицая громким голосом:
— Если кто поклоняется зверю и его изображению и носит на лбу или на руке его клеймо, 10 тот будет пить из чаши Божьей ярости вино Его гнева, вино чистое, неразбавленное;

"Вино ярости Божией" -- очень сильный образ. О том, кому была поставлена печать Антихриста на лоб, и кто поклоняется Зверю и его изображениям, мы говорили в прошлой главе.В этой миниатюре по центру -- как раз это изваяние Зверя из моря с леопардовой шкурой, слева вверху пророчество о падении Вавилона и Поклонение Агнцу. Остальные детали здесь будут понятны из текста ниже. Фламандский апокалипсис, 15 век.


и будут истязать его в огне и сере перед святыми ангелами и перед Ягненком. 11 Дым от их истязаний поднимается вверх во веки веков, и ни днем ни ночью нет покоя тем, кто поклоняется зверю и его изображению и заклеймен его именем. 12 Этим святой народ Божий, те, кто исполняет заповеди Бога и верен Иисусу, призываются к стойкости.

Дым от истязаний идолопоклонников поднимается к небу. Черти слева внизу удивительно любопытны.
Рисунок старообрядческого "Апокалипсиса трехтолкового".



13 Потом я услышал голос с неба, говоривший:
— Запиши: «Как счастливы отныне мертвые — те, что умерли в верности Господу!»
— Да, — говорит Дух, — они отдохнут от тяжких трудов своих, потому что дела их следуют за ними.

Эта строчка "Blessed are the dead which die in the Lord" -- одна из самых популярных надписей в англоязычных надгробиях, она символизирует покой.
На этой иллюстрации умершие праведники очень трогательно изображены в виде спящих под одеялками, а вверху "в простыне" -- это их души воспаряют к господу. Гобелен "Анжерский апокалипсис".



14 И я увидел: вот белое облако, а на облаке сидит Некто, подобный человеку. На голове у Него золотой венец и в руке у Него острый серп.

Тема серпа и жатвы как символ Суда Божьего -- опять прямое цитирование Ветхого Завета. В синодальном переводе этот Некто -- "подобный Сыну Человеческом", то есть ясно кто это.
Гебхарт Фугель, 1933



15 И еще один ангел вышел из Храма, громким голосом крича Сидящему на облаке:
— Пошли Свой серп и жни! Ведь время жатвы настало — созрел урожай земли!

То, что Подобный Сыну Человеческому жнет (колосья) -- это возможно те, кто верит в него, тех он заберет с собой, они спасутся.
На этой миниатюре он изображен дважды -- сидящим и жнущим. Справа из храма выходит ангел, побуждающий его косить, слева, во врезке, как обычно свидетель-Иоанн.
"Апокалипсис герцогов Савойских", 15 век



16 И Сидящий на облаке швырнул Свой серп на землю. И земля была сжата.

Наталья Гончарова. "Жатва". 1911. У нее вообще очень классный апокалиптический цикл весь.


17 И другой ангел вышел из небесного Храма, у него тоже был острый серп.
18 Еще один ангел, который заведовал огнем, вышел из жертвенника и громким голосом закричал ангелу с острым серпом:
— Пошли свой острый серп и срежь виноградные грозди с земного виноградника, потому что грозди его созрели.

То есть у нас в этом эпизоде два жнеца (Бог и ангел) и либо один, либо два ангела, которые приказывают жать -- сначала хлеб, потом виноград. Кстати, "Гроздья гнева" Стейнбека -- это вот как раз этот виноград и есть.
Якобелло Альбереньо. "Полиптих Апокалипсиса"  (створка), 1360-1390-е



19 Швырнул ангел свой серп на землю, срезал земной виноград

Бог собрал хлеб (верующих в него), а ангел будет собирать виноград (язычников). Потому что, как мы помним фразу выше, Вавилон своим вином опьянил все народы, плюс вино гнева Божьего.
Витраж Йоркского собора, 15 век


и бросил его в великую давильню Божьего гнева.

В синодальном переводе грозди бросили в "точило" Гнева божия. Точило - это устройство для давления винограда, состоящее из двух каменных или кирпичных корыт, соединенных друг с другом лотком для стока.Суд  Божий в Ветхом завете часто сравнивается с давлением винограда.
Рисунок старообрядческого "Апокалипсиса трехтолкового".


20 И были растоптаны грозди в давильне вне города, и перелилась кровь через край давильни, и поднялась до высоты конской узды, и разлилась на целых триста верст.

Из точила поднимается кровавый сок до уровня конской узды, то есть выше человеческого роста — это начало возмездия. То, что вино растеклось на 1600 стадий — точного толкования цифра не имеет, возможно, это протяженность Палестины с севера на юг, то есть она символизирует то, что гнев перехлестнет край и распространится на всю Землю. Этот винный пресс в иконографии сыграет большую роль -- в православии отсюда отчасти у нас икона "Спас истинная лоза" (где из него виноград растет), еще есть иконография, где Христос вообще в винном прессе изображается, и из него кровь выжимается (забыла точное название по-русски).
Витраж Йоркского собора, 15 век



***
Синодального перевода отдельно давать не буду, он тут лежит.
Вот на этой картинке можете все сюжеты главы сразу поразглядывать.



ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ

Tags: апокалипсис порционно
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author