Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Мне в детстве мама выколола глазки, чтоб я в шкафу варенье не нашел... (с)

Эта девушка была такая красивая и милая, что у нее появились ужасные враги. Они выкололи ей оба глаза -- и поэтому, что с точки зрения католического искусства совершенно нормально, на картинах она изображается держащей свои глаза на палочке, будто это такой леденец. А иногда они и на блюде у нее лежат, как канапе.
Рубрика "омерзительное искусствоведение", как обычно предупреждает: за обедом не читайте.






Франческо дель Косса, ок. 1470


В прошлый раз поговорили о святой Агате, держащей свои отрезанные груди на блюде, логично продолжить разговором о святой Луции Сиракузской, демонстрирующей свои выколотые глаза в качестве отдельного атрибута.

Доменико Беккафуми, 1521


Святая Луция жила в Сиракузах в 3-м веке н.э., житие как обычно: юная прекрасная христианская дева, отказалась выйти замуж за язычника, он донес в полицию, ее предали всяческому поруганию (отдали в бордель, подвергали пыткам и членовредительствам). Потом убили вообще.

Содома, 1513


Спрашивали, почему эти святые мученицы на подобных картинах всегда такие спокойные, и снова с полным набором органов, подвергнутых пытками. Отвечаю: потому что эти молитвенные образы изображают не конкретный момент земного существования этих христианских святых, их пытку. А как бы уже их посмертное существование: они на небе, перед Богом, поэтому такие счастливые и спокойные, и снова целиком восстановленные.
А атрибуты-части тела -- ну, это чтобы буквами не надписывать, как зовут, святых же так много, можно запутаться.

Сассоферрато


Растительность в руках девы (и у Агаты в прошлый раз тоже) -- пальмовая ветвь. Это символ мученичества, которое претерпел святой ради Христа, знак, в каком "лике святости" он пребывает. Например, на этой картине у Лукии ветвь есть, а у Антония Великого нет, потому что его не мучали, он преподобный монах-отшельник (зато у него тут клевая татуировка на лбу в виде буквы "Т")


Карло Кривелли, ок. 1470


Карло Кривелли, 1475


Встречаются и в момент, так сказать, действа, но это редкие случаи.

Пармский художник, 16 век




Джованни Больтраффион. "Портрет дамы в образе святой Люции", ок. 1500


Бенвенуто Тизи,  1530-е


На этой сцене изображено "Поклонение волхвов", т.е. главное -- это Мария с младенцем. Луция тут слева внизу, с подносом (для опознания). Поскольку по тексту ее явно не было при Рождестве, очевидно, это портрет заказчицы картины, которая была крещена в честь этой святой.

Морони


А знаменитая итальянская песня "Санта Лючия", расслабтесь, все-таки не про это мученичество. А про географический район в Неаполе, получивший название в честь ее церкви, и вот мол, на этот кусок Неаполя так приятно смотреть.

Испанский художник, 16 век


Сурбаран, 1635-1640


Якопо Пальма Младший, 1620


Иосиф Фердинанд Фромиллер. "Святые Люция, Аполлония и Агата"


Гораздо страшнее храмовые статуи.










Tags: омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 159 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →