Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

"Как помешать женщинам писать книги" Джоанны Расс

...Для творчества необходимы также материалы и обучение. Везде, где запреты могли быть созданы, а материалы и обучение могли быть запрещены, так и было. В художественную академию, например, женщин не допускали вплоть до 1922 года. Об этом тяжело говорить, но женщин не допускали на выставки картин с обнаженной натурой, не говоря о натурщиках. В 1883 в Пенсильванской Академии Искусств женщинам был запрещен доступ к обнаженным моделям, они изучали анатомию на примере... коровы. Это выглядит издевательством.


Для писательства, к счастью, необходима лишь бумага и карандаш, поэтому женщины исхитрялись сесть за стол и что-то написать. Однако даже при наличии бумаги, свободного времени, выполнения всех семейных обязанностей, которые идут впереди творчества, даже если женщине удалось получить формальное образование, существовала такая вещь, как общественные ожидания. Как писал один из редакторов, которому Элен Глазго послала свою рукопись: “Лучший совет, который я могу вам дать, - это прекратить писать, вернуться на Юг и завести детей. Величайшие женщины это не те, что написали отличный роман, а те, у кого отличные дети».

Расхолаживание и попытки показать женщинам «их место» происходили постоянно. Образование женщин считалось неважным по сравнению с образованием мужчин. Если у семьи был выбор, образование всегда давалось брату, а не сестре. Причем если вы считаете, что такое отношение осталось далеко в прошлом, вот цитаты некоторых профессоров о женщинах, закончивших курс социологии в 1969 году:

“Любая девушка, зашедшая так далеко, должна быть странноватой»
«Приемная комиссия не выполняет свою работу. Ни одной хорошенькой девушки не набрали, все так себе»
«Они присылают мне слишком много женщин. Пора что-то с этим делать»
«Мы ожидаем, что женщины, приходящие сюда, будут хорошими студентами, но оригинальности или таланта мы от них не ждем»
«Вы действительно серьезно настроены?» (женщине, которая заплатила более 10 000$ и потратила 5 лет, чтобы попасть на программу)

Препятствия, которые ставятся перед женщинами, могут носить менее очевидные формы. Например, женщин-студенток осмеивают за их взгляды, их не воспринимают всерьез, вызывая разочарование и упадок веры в себя, а редакторы даже позволяют себе спрашивать, зачем женщинам-авторам гонорар, на что они собираются его тратить. Как писала одна женщина-художница, «вокруг N сгустились ожидания, все вокруг были уверены, что молодого человека ждет великолепное будущее. Но никто не имел такого рода ожиданий на счет меня. На самом деле, все ожидания на счет меня заключались в том, что мне нужно выйти замуж».

(...)

Что же делать, если женщина преодолела давление и написала книгу или нарисовала картину? Первая линия защиты — отрицать, что она это сделала. Раз женщины неполноценны и не умеют писать, то значит за нее это сделал кто-то другой. Обычно авторство приписывалось мужу женщины, ее брату или ее учителю, то же самое касалось и женщин-художниц, и ученых.

Например, в 1720 году художница Маргарета Хаверман была принята в академию, так как успешно продавала свои работы, однако позднее ее исключили с позором, так как ее работы приписали учителю. Другая женщина-художница, Аделаида Абиль-Жиар, писала, что люди распространяли слухи, будто ее работы принадлежат учителю, хотя она работала над портретами известных людей в их присутствии, так что свидетелей ее таланта было предостаточно. Такое отношение приводило к тому, что многие из редких женщин-художниц подписывались мужским именем, чтобы избежать скандалов и обвинений. (...)

Существует более мягкая разновидность отрицания авторства - «оно написалось само». Вот, например, цитата из рецензии 1848 года на «Франкештейна» Мэри Шелли: “Все, что сделала миссис Шелли, - это пассивно отразила некоторые из диких фантазий, витающих в воздухе вокруг нее». По словам другого критика, Эмили Бронте начала писать «Грозовой перевал», но потом произведение само закончило себя. На мой вкус, весьма оскорбительно.

Целиком вся статья, очень большая и любопытная, тут

Tags: женщины-писатели, женщины-художники
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag

  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author