Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Маленькое черное платье и его проблемы

С черным цветом одежды в искусстве у художников всегда были проблемы. Гораздо проще написать красивую женщину в ярком красочном одеянии (а еще лучше, конечно, голую, сами понимаете). Яркие цвета одежды задают картине настроение, строят композицию и проч. и проч. А черное - это сложно. Конечно, им помогала мода: долгие века этот цвет обозначал не элегантность, а траур, и носили его достаточно редко.



Но когда попадается портрет женщины в черном платье, то подчас смотрится, что художник будто нарочно нарядил в него свою модель. Потому что это был для него такой вызов, потому что он решил взять эту вершину. (На ту же тему: тот ученический натюрморт, который мы обсуждали на днях, с масками и кетчупом: мало кто это отметил, а в нем была поставлена именно подобная сложная задачка -- написать белое, на белом и с доп. белыми предметами)

И нередко именно "черные" платья художников оказываются особенно знаменитыми, более популярными, чем красочные наряды от тех же авторов. Особенно интенсифицировалась эта игра в 19 веке, когда усложнилась жизнь и мастерство художников. В итоге получается, что если художник умеет портрет хорошо женщины в черном платье, то он действительно мастер.

Давайте сравним. Какие эффектней? Черные или цветные?


Джон Сингер Сарджент
"Портрет мадам Икс" (1884) VS "Мисс Матильда Таунсенд" (1907)




Подробно про портрет мадам Х можно прочитать у меня тут (а здесь - про его косплеерш, оч. смешно).

Валентин Серов
"Портрет Марии Ермоловой" (1905) VS "Портрет Софьи Боткиной" (1899)



Энгр
"Мадам Муатесье" (1856) VS (1861)



Франсуа Жерар
"Laure Regnaud de Saint-Jean d'Angély" (1798) VS "Adrienne Hervé Louise de Carbonnel de Canisy, duchesse de Vicence" (1824)



Гойя
"Антония Сарате" (1805) vs (1810)




Тиссо
"Зонтик" (1878) vs "Сирень" (1875)




Крамской
"Неизвестная" (1883) vs "Васильчикова" (1867)



Заметно, про что эта разница? Что доминирование черного платья, четкого силуэта, заставляет делать художника с картиной?

Tags: теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Эффектнее те барышни, у которых платье сильнее контрастирует с фоном.

Эффектнее те барышни, которые рожей вышли :)

WM

1 year ago

mashashnaider

1 year ago

Все хороши. В представленных работах можно хорошо проследить как художник работает с цветом ( допустим,что черный тоже цвет): везде использован контраст . Например,чёрное платье и светлый фон,причем цветной ( контраст усиливает цветность фона и подчеркивает богатство черного,который конечно же не черный, ну типа как не бывает белого, так и черного). И наоборот, светлость и сразу же цветовая нежность платья окружает темность фона,но с различными цветовыми рефлексами. Художники на то и художники, а проще иллюзионисты, они то знают о чем говорят.

"Черные" барышни почти везде как бы немного снизу нарисованы. Может, чтобы платье повыше заканчивалось и не делило картину на "белый верх, черный низ".

У дам в черном интересно фактуру одежды рассматривать; бархат, шелк, тафта по разному смотрятся.
Честно говоря, если только у Тиссо. Может, потому, что "Сирень" просто не нравится
Функции, которые обычно берет на себя одежда, теперь достаются фону. Даже простой темно-бордовый фон подчеркивает цвет лица и цветы в волосах. А платье только показывает силуэт, чем-то эти катрины похожи на графику.
Эффектнее черных, по-моему, только портрет мисс Матильды Таунсенд, такая вся воздушная, как будто с облака сошла.
Дамы в чёрном более статичны - уж встала, так встала, уж села так села. Чёрное платье подчёркивает фигуру и как бы достаточно. Дамы в цветном более жанровые, подвижные, там и окружение играет роль. Только у Крамского наоборот. А как же испанская мода 16-17 в., когда чёрный цвет преобладал, да ещё часто писали чёрное на чёрном (тёмном). Тогда чёрное платье не было ни трауром, ни редкостью на портрете.

Я наоборот подумала - черное платье сливается с фоном, видно только лицо. У кого красивые черты лица - выглядят выигрышнее в черном.
ОФФ
** если художник умеет портрет хорошо женщины в черном платье
что-то с текстом случилось
Костюм королевы тёмно-бардовый, Абсолютно не чёрный.
Голую женщину нарисовать ни разу не проще, чем одетую.
Голую бабу писать завсегда интереснее чем одетую)))
Мне кажется, черный цвет сложнее белого. Здесь мне нравится больше в черном, за исключением дамы с букетом сирени.

Насчет белого на белом - это излюбленная тема. Не первый раз встречаю, что преподаватели дают именно такое задание своим студентам или абитуриентам. Я как-то заинтересовалась, сделала серию фотографий. Использовала все, что нашла белого. Пуговицы, нитки, чашку с блюдцем, мыло и туалетную бумагу, пузико и лапки кота.
что тут сложного--белое на белом?
сложнее гризайлевых серое на сером, чёрное на чёрном, охристое на охре, земли на землях?
обычная школьная задачка на отношения

tanatriel

1 year ago

russ_mir_sibir

1 year ago

vas_msk

1 year ago

tanatriel

1 year ago

olga_hkolka

1 year ago

В тему: Ф. В. Сычков. Портрет в чёрном.

... Когда Ростов вошел в комнату, княжна опустила на мгновенье голову, как
бы предоставляя время гостю поздороваться с теткой, и потом, в самое то
время, как Николай обратился к ней, она подняла голову и блестящими глазами
встретила его взгляд. Полным достоинства и грации движением она с радостной
улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила
голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские грудные звуки. M-lle
Bourienne, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну
Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при
встрече с человеком, которому надо было понравиться.

... -Ты видел княжну? -- сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который
виднелся из-под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и
жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная
в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое
он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней,
духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное
выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с
Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к
ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к
ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей
душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий
свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и
радость.

...

В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком
косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно
комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.

...

В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще
кто-то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были
компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не
помнил. "Это одна из компаньонок", -- подумал он, взглянув на даму в черном
платье.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице
княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица
Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
-- Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным
ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое
смотрело на него из этих внимательных глаз.
"Но нет, это не может быть, -- подумал он. -- Это строгое, худое и
бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание
того". Но в это время княжна Марья сказала: "Наташа". И лицо, с
внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь,
-- улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем
давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал.
Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло
быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
Как хорошо.

neyasny_asfodel

1 year ago

neyasny_asfodel

1 year ago

jury_a_kap

July 26 2018, 06:36:18 UTC 1 year ago Edited:  July 26 2018, 06:38:42 UTC

Да в целом понятно, что в варианте с цветным платьем художник получает в центре картины яркое пятно, а в варианте с черным "черную дыру", и как следствие вынужден по-другому выстраивать работу с фоном, обнаженными частями тела модели, аксессуарами.
Плюсом на это накладывается то, что изобразить складки, рюши, фактуру ткани цветного платья не сложно. А вот тоже самое отработать черным на черном, чтоб платье не выглядело плоским черным силуэтом, действительно ставит сложнейшую задачу перед художником и требует незаурядного мастерства.

Но должен сказать следующее, что "черное платье" не столько само по себе является заявкой на успех, сколько то, что художник принимая решение взять эту высоту, накладывает на себя большую строгость в области качества всей работы. Отсюда и мучительные работы над деталями. Но такую строгость он может наложить на себя и в любой другой картине. С любым платьем.
Яркие, кстати примеры на мой взгляд в вашей статье. Крамской, где целенаправленный шедевр "Неизвестная", более известная в миру как "Незнакомка" выставлен против рядового портрета. И Энгр "Мадам Муатесье", где в общем-то обе работы на мой взгляд равноценны. Да и у Тиссо "Сирень" очень хороша, явно не рядовая работа.

Вообще, даже любопытно, почитать про исследования наиболее прославленных шедевров живописи на предмет вносимых в работу изменений. Где рука была изначально не так повернута, где фон менялся.... Что-то мне кажется, много интересного окажется.

ЗЫ. на счет работы с черным. В далеком детстве, меня поразила одна картина, выставленная в Третьяковке. Просто черное пятно с одних ракурсов, превращалась в восхитительный пейзаж с других. к сожалению, с того времени уже лет 35 прошло, если не больше. Не помню не название картины не автора. Скорее всего это была "Лунная ночь на Днепре" Куинджи, но не уверен. Но мастерство художника было видно и понятно без пояснений.
Так интересно! Картины, где женщины в чёрном кажутся более статичными.
Фон приходится делать более светлым.

russ_mir_sibir

July 26 2018, 07:33:13 UTC 1 year ago Edited:  July 26 2018, 07:34:07 UTC

эээээ..... )))
фон смотрится светлым, кожа белее и живее
потому что отношения цветов и тонов масла влияют друг на друга.

например тени будут казаться чёрными рядом со светлым, хотя они на самом деле написаны серой пейной или тёмным ультрамарином
небо будет казаться лазурным рядом с лесной чернённой зеленью, хотя если закрыть лес внезапно окажется что небо написано фисташковым цветом
важны ОТНОШЕНИЯ цветов\тонов, например

Мы снимаем жильё, и обои на кухне арендодатели наклеили серо-навозного цвета, цвета высохшей уныло серой коровьей лепёшки, муж перекрасил наши кухонные шкафы в интенсивно- коралловый цвет

когда шкафы установили, стены приобрели красивый, благородный, глубокий сложный зелёный цвет,
а шкафы потеряли в яркости и внесли элемент солнечности--ощущение солнечных лучей, падающих на стены на закате или восходе.

всё дело в отношениях.
листву можно написать серым цветом, если рядом розовый определённого тона или красный--листва будет казаться зелёной.
элементарные хитрости художника.
Играл художник с цветом. Заодно не только с синим). Пририсовал головку ))
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →