Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Фальшивый памятник архитектору Тома де Томону обнаружился в Петербурге

Или про то, как под видом великого русского мастера северной столице подсунули шотландского химика.



Неоднократно было говорено — и в связи с немецким автоматом на постаменте Калашникову, и в связи с феерическим лоскутным одеялом на памятнике Александру III в Ялте, что нельзя, нельзя отливать в бронзе то, что найдено в интернетиках! Скульптор, сходи в библиотечку, сделай ксерокс с бумажной книги советских времен, тогда еще существовал фактчекинг! Другими источниками не пользуйся. (А еще лучше, как я писала в материале "Как устроены нормальные памятники", доверь составление программы профессионалам, настоящим).

Итак, феерический ляп углядел в Питере у станции метро Горьковская уважаемый kir_posternak (Кирилл Постернак - историк архитектуры, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева):


Там в Александровском парке стоит скульптурная группа "Зодчие", которая изображает великих архитекторов Российской империи, создавших облик Петербурга: Воронихин, Баженов, Тома де Томон, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан.






Нас, как указывает зоркий kir-posternak, интересует конкретно Тома де Томон. Это был такой француз, который приехал в Россию в 1799 году и сделал для нас, например, вот это:



Умер де Томон на русской службе: упал с лесов Большого театра в Петербурге.

Итак, как же поступил автор группы "Зодчие", когда начал, прошу прощения за словоупотребление, ваять?
Он открыл википедию!
Я, между прочим, очень люблю википедию, это гигантский агрегатор знаний. Но, как и все знания в интернете, они должны быть проверены, прежде чем пущены в серьезное дело.
Тем более, отлиты в бронзе.

В википедии статью про Тома де Томона украшал портрет (сейчас уже убран):


Именно с него, как вы видите, сделана статуя, даже то же жабо.


Да вот незадача: эта гравюра изображает не француза по имени Thomas de Thomon.

А британца по имени Thomas Thomson.



Ничего о нем не знаю, кроме того, что рассказывает та же википедия:

Томас Томсон (1773 — 1852) — выдающийся шотландский химик, профессор химии, врач, доктор медицинских наук и минералог, научные работы и научная деятельность которого были связаны с исследованием химического состава растений и способствовали распространению теории атомного строения вещества Джона Дальтона.

Всю жизнь прожил в Британии, и к Петербургу не имеет никакого отношения. Бедненький, наверно ему сейчас так неуютно среди таких увлеченных своею работой людей, как Воронихин, Баженов, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан (впрочем, стоит сравнить их изображения с портретами — может, на самом деле там Склодовская-Кюри, Менделеев и Ломоносов изображены?)



Что произошло — понятно: кто-то ошибся, подписывая картинку в интернете (они ж практически тёзки), кто-то, не проверив её, залил в статью в Википедии (UPD: загружена в 2011 году с буржуйского сайта https://www.findagrave.com/memorial/11266, где уже была ошибка). Настоящего портрета архитектора не сохранилось, а коллективное бессознательное не терпит портретной пустоты (о коем симптоме я писала, например, тут). Впрочем, может, портрет и сохранился, но это надо у историков архитектуры уточнять специально.

UPD: из Википедии докладывают, что они тут ни причем: к ним портрет загрузили в июне 2011 года, когда памятник уже месяц как был открыт. Т.е. скульптор вообще "из интернету" взял картинку.
***

Автора! Автора! кричат нам из зала.
Кто же не пожалел бронзы на то, чтобы увековечить шотландского химика?

Скульптурная группа была поставлена в 2011 году.

Ну а автор композиции ОФИЦИАЛЬНО заслуженный художник РФ — Александр Михайлович Таратынов (1956 г.р).



Живет и работает в Москве и Голландии. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 1997), Заслуженный художник РФ (2005), лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству.

Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1981), мастерская скульптуры профессора Л.Е. Кербеля. Учредитель Музея скульптуры в Москве (Химки).

Ваяет этот мастер очень активно. Вот некоторые его работы:

  • скульптурные композиции - «Ночной дозор» (в соавторстве с М.В. Дроновым, по сюжету картины Рембрандта «Ночной дозор», 2012, Амстердам),

  • памятники – народному художнику СССР Н.Н. Жукову ( г. Елец), королеве Нидерландов (2000, Гаага, Нидерланды), А.С. Пушкину (2002, г. Подгорице, Черногория) композитору Т.Хренникову (Елец), И.Ткаченко (2013, Кубинка), императору Петру III (2014, г. Германия), народному артисту СССР А.Александрову (2014, Москва), народному артисту СССР А.Александрову (2014, Рязань), погибшим солдатам России.1814 год. (2014, Реймс, Франция), погибшим солдатам России.1814 год. (2014, Фершампуаз, Франция), погибшим солдатам России.1814 год. (2014, Вертю, Франция)

Фотографии многочисленных работ можно увидеть тут http://ataratynov.com/

Однако не факт, что именно Таратынов автор "Зодчих". Во-первых, оплатил этот банкет с установкой памятника, слава богу, не собственно город, а судя по всему, ГАЗПРОМ, точнее его глава Алексей Миллер. То есть, это вы представляете какие деньги. Во-вторых, как написал всеведающий пассионарный Михаил Золотоносов в издании 812'online, в репортаже об открытии скульптурного парка в 2011 году:

"Официально звучала только одна фамилия – Таратынов, однако св. Петра лепил Михаил Дронов, а восемь фигур архитекторов – Игорь Козлов (вся бригада московская). Принимал ли участие в лепке сам Таратынов или он был только менеджером, работавшим с А. Миллером, мне узнать не удалось".

Вероятно, речь идет об скульпторе Игоре Александровиче Козлове (1952 — 2012).

***
На месте Газпрома я бы попросила артель скульпторов во главе с Таратыновым, ну и остальных, кто осваивал бюджет, вернуть 1/8 суммы за скульптурную группу "Зодчие", раз один из 8 архитекторов оказался фальшивым...

UPD: интервью "Фонтанке", где автор кается и согласен заменить. Уважаю!

Напоследок что имею сказать:
Товарищи скульпторы! Пожалуйста, лепите, ваяйте, отливайте — продолжайте свое благое артистическое дело.
Только ради бога помните, что составление иконографической программы  монументов на тему истории — это дело весьма опасное. Перестраховывайтесь, будьте добры, приглашайте профессионалов, историков, искусствоведов. Не надо гуглить.

А Томас Томсон, который не Тома де Томон, смотрит на нас с осуждением.




UPD; gubarevan подогнал нам еще "портрет Тома де Томона" из интернета

http://www.gmgs.ru/events/133--1760-1813



Ну, помимо того, что там по парику видно, что человек в парике времен Екатерины II, у него русский мундир и орден, и по стилю художник не подходящий для приехавшего в 1799 году Тома де Томона. Вдобавок, легко опознается исходник.



Неизвестный художник, начало 1790-х годов. Портрет И.И.Панаева / Коллекция Подстаницких

Иван Иванович Панаев (1753-1796) – дворянин, находился на военной службе (с 1775 адъютант П.Румянцева, в 1777-1780 – адъютант Я.Брюса, участник польской кампании). Писатель и перводчик, близкий друг Н.Новикова и Н.Карамзина. С 1781 – на гражданской службе в Перми и Казани. На время создания портрета – прокурор и директор народных училищ Пермской губернии (изображен в дворянском мундире Пермской губернии). Известно несколько копий, восходящих, по всей видимости, к данному оригиналу: живописные (Мемориальный музей-квартира Н.Некрасова, Петербург и частное собрание, Москва) и миниатюрная (И.Батлер, 1803 г., Государственный Русский музей). Происхождение: аукцион Polgar (Будапешт) 8-10 декабря 2003 г. (лот № 60, как «Портрет неизвестного»).

UPD2: нам пишут
В эрмитажном каталоге работ Томона говорится что существовал его портрет работы Виже-Лебрен, однако уточняется что "местонахождение портрета неизвестно".

Tags: интернету нельзя верить, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 187 comments