Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Икона Сарры, Евы, Раав, Юдифи и царевны Софьи Алексеевны

В Благовещенском соборе Московского Кремля, в иконостасе, стоит весьма интересная икона.



Она называется Шуйская-Смоленская икона Божией Матери.
Сам образ Богородицы  относится к 15 веку, и он вполне стандартен. Зато рама ее -- уникальна, хотя и создана позднее, в конце 17 - начале 18 века.

Уникальна она, во-первых, тем, что здесь изображены женщины Ветхого Завета, которых обычно никогда не изображали на иконах. А также тем, что одна из этих женщин, возможно -- скрытый портрет царевны Софьи.




Вот что пишут ученые об этой иконе:

Клейма иконы Богоматери писали иконописцы Оружейной палаты в Москве в новой манере (см. строгановская школа; фряжский стиль), и они значительно отличаются от средника. Праведницы изображены в круглых медальонах, в каждом помещена надпись, имя и фраза, как бы исходящая из уст, однако часть надписей (с правой стороны рамы) сделана так, что прочесть их можно только с помощью зеркала. Заказ на столь необычное произведение, вероятно, поступил от царевны Натальи Алексеевны (сестры царя Петра I) в 1698 г. В этот год царь Петр срочно вернулся из заграничного путешествия в Москву для подавления стрелецкого бунта (см. "Утро стрелецкой казни"). Зачинщицу бунта царевну Софью постригли в монахини и заточили в Новодевичий монастырь.

Существует версия, что иконописец в облике праведницы Сусанны (ее портрет находится в центре нижнего края рамы) передал черты опальной царевны Софьи, принявшей в постриге имя Сусанна (хотя во всех портретах угадываются черты Софьи).

Зарисовка иконы из книги Ф. Солнцева


Если эта гипотеза верна, тогда изображение "почитаемых и праведных жен" можно рассматривать в качестве знака покаяния и примирения, исходившего от сводной сестры бунтовщицы. Изображения праведниц составляют симметричные пары по смыслу их жития, надписи (с помощью зеркала) слагаются в символический текст, и таким образом рама с клеймами становится символическим зеркалом, отражающим чистоту Девы Марии. А поскольку сама Богоматерь в духовной литературе уподобляется "чистому зеркалу без пятна" (см. "Зерцало Богоматери"), все произведение обретает скрытый смысл, обусловленный пространственной метафорой "зеркала в зеркале".



На сайте Музеев Кремля выложена большая и умная статья (пдф), если кому интересно:
В.Г Чубинская. Живописная рама рубежа XVII-XVIII веков к иконе "Богоматерь Донская" (к истолкованию символической программы).

Вот из нее: "Изображения фиксируют возрастные и физиономические градации одного типа лица с крупными чертами, несколько выпуклыми темными глазами с припухшими нижними веками, удлиненным прямым носом и небольшим ртом. Каждое изображение сопровождается надписью с указанием имени персонажа и исходящим из его уст однострочным текстом, представляющим собой прямую речь".

Вот список изображенных:









верхний ряд, слева направо










  • Лия. Текст: Благоверна ты дева сущи в же[нах]

  • Сарра. Радуйся благодатная Мария

  • Ева

  • Ребекк[а]. Господь с тобою и тобою с нами

  • Рах[иль]. Блаженны твои чрево и с[ын]















левый ряд, сверху вниз:












  • Мари[ам]. И благословен сын святыя ти

  • Деворра. [От]ец со безначальный и дух св[ятой]

  • Руфь. И многи стяжаша богатства

  • Авигея. Силою богатством славою













правый ряд, сверху вниз:












  • Раав. Сын твой Бог создатель

  • Иаи[ль]. Многи дщери стяжаща [силу]

  • Анна. Ты же превзыде всех и превоз[выше]

  • Ависанна. Ты еси нами предзренная















нижний ряд, слева направо:












  • Сарептская вдова (Тарифтя[ныня]). [Вс]ем избавление и вечное [прощение]

  • Иудифь [Все]х владычица сущая Богор[одица]

  • Сусанна Пред тобою бывшие и по тебе ся ро[дившие]".

  • Эсфирь Тебе вси славим присно и х[валим]

  • Сунамитянка (Суматяны[ня]). Наша радость и присно[е веселье]





Вот репродукция без загораживающих ее висюлек, однако мелкая :(


Tags: иконы, цари
Subscribe

Posts from This Journal “цари” Tag

  • Ложечка и шапочка Димитрия Углицкого

    Недавно показывала золотой гроб (раку) царевича из Архангельского собора, а вот еще предметы любопытные. Дело в том, что вскоре после положения в…

  • Золотой гроб царевича Дмитрия

    Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская "маска Тутанхамона". Младший сын Ивана Грозного, как…

  • Петр Великий, одетый "по-русски"

    Император Петр I, как известно, прорубил окно в Европу, сбрил всем бороды и так далее: навсегда переменил он и моду. Но сохранилось достаточно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments