Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Реально творчество гениев сразу видно: результаты опроса и мои дзенские размышления по этому поводу

Неделю назад мы разговаривали на тему "Реально творчество гениев сразу видно, или это искусствоведы сами все придумывают?". Если б я знала, что она вызовет такой интерес, я бы голосовалку прикрутила. 16 страниц комментариев, блин, сдохнуть подсчитать результаты.



Но, как вы можете сами увидеть, почитав комментарии, результаты достаточно показательны. Очень большое количество людей написали, что они угадали в 100% случаев, кто из авторов гений, а кто нет. (Будем считать, что никто не лукавил, я же призы не выдаю, мошенничать смысла нет). Из них примерно каждый пятый-шестой уточнял, что выбирал по принципу "если мне не нравится. значит гений". Мне очень приятно читать такие реплики, это значит, что отвечающий рассмотрел картину, отрефлексировал свои ощущения и был достаточно холоден рассудком, чтобы признать, что "мне нравится" и "это шедевр" НЕ ОБЯЗАНЫ быть синонимами. Собственно, в этом и была одна из важных целей поставленной мной задачи.

Достаточно заметное количество людей ответили, что наоборот, ошиблись в ста процентах случаев. И это тоже хорошо.

Я знала, что так будет (по результатам наших предыдущих упражнений в рубрике "угадайка", кто раньше не читал -- вэлком, упражняйтесь, только не некрокомментируйте посторонним людям). Поэтому я специально в задаче предупредила: если ошиблись во всех случаях, не стесняйтесь, пишите об этом. Такое полное НЕ попадание значит, что ваш глаз четко определил разницу между двумя картинами, донес сигнал до мозга, и только на стадии формулирования вердикта по картине, описания собственных ощущений было сделано "не то" решение. Вы сформулировали его, меряя по себе, а не отстраненно-универсально. Но все равно, это значит, что гениев вы четко-то опознали.

Много людей написало, что не угадало в одном или двух случаях. В такой ситуации понятно, почему я прошу словами описывать процесс принятия решения? Вербализация помогает осознанию. Смотрение, разглядывание -- это та же дегустация. Есть разница между фаст-фудом, который ты ешь на бегу, и дорогим блюдом, которое тебе подают во французском ресторане, когда ты сидишь на Лазурном берегу. Хорошее слово "дегустация", если включить в свои жизненные принципы, то жизнь становится намного богаче оттенками и чувствами.

Почему важно проговаривать людям "это работа гения", "эта картина считается шедевром", "она перевернула историю искусства"? Для настройки восприятия, тайминга на него. Если приятель тебе наливает красное вино из пластикового пакета 1 литр, то глотнешь из стакана залпом. Если он принесет запыленную бутылку в деревянном ящичке с громкими логотипами, да скажет, что этому вину сто лет и оно стоит пять штук баксов -- залпом ты его глотать не будешь. Поцедишь, подегустируешь. Твое полное моральное право после этого сказать: "фу, кислятина, я люблю более сладкие" -- или сказать "мне не понравился этот Тулуз-Лотрек". Но если ты глотаешь стакан вина залпом, если ты скользишь взглядом по картине, мажешь по ней взглядом на бегу -- ты ничего не поймешь в ней, а в разговоре будешь лишь выдавать чужие штампованные слова, либо свое мнение, но сформулированное очень поверхностно, без "дегустации". А такое звучит глупо. Так что в принципе идея в том, чтобы думать, что говоришь. И не нести чепуху по принципу "мне Рабинович напел", а реально самому сходить, послушать Карузо, потратить на это время, деньги и, главное, силы на процесс осмысления. Тяжело, знаю.

Сорри, отвлеклась на какие-то философские уже загоны.

Возвращаясь к заданию.
Конечно, оно было сделано так, чтобы много людей угадали правильные ответы, я специально подбирала пары картин так, чтобы это было несложно, чтобы присутствовал некий контраст.

Кроме того, все это была Франция 19 века, решающий период перехода от холодного академизма (эдакого фотореализма своей эпохи) к романтичному и разляпистому, эмоциональному. Так что "гениальность" на данном отрезке истории искусства выражалась именно в этом. По тэгу "угадайка" у меня есть например упражнения на то, как отличить картину Тициана от ее копии, сделанной другими художниками. И там "гениальность" живописца выражалась совсем в других его умениях, в других особенностях его почерка.

Просто все, чего я прошу - это смотреть медленнее, думать больше, формулировать внимательнее.
(Классическое "тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", только в вопросах искусства, ага).

***

Вот эта картина меня просто завораживает. Как она сделана, какой здесь свет и пространство, какой ритм движения.
При этом я не считаю ее "красивой" и не хотела бы повесить у себя дома. Это совершенно нормальная "взрослая" реакция на произведения искусства. Не надо заниматься "присвоением" того, что ты видишь, это подростковое.



Это как реагировать на фото любой женщины в сети "она толстая, я бы не вдул", или наоборот "симпатичная, переспал бы". Аллё, это не сайт знакомств, и не доска с контактами проституток, а фотография фотомодели, которая отказывается встречаться с Илоном Маском, потому что он толстый, некрасивый и бедноват как-то для нее; причем тут ты, нищеброд, со своими оценками-хотелками. Женщина эта фотографировалась совершенно для иных целей, и её фотография является произведением искусства (дизайна, рекламы), имеющим свое предназначение.

С картинами то же самое. Для украшения уютных интерьеров обычного человека пишется (писалось) весьма малое количество картин в совершенно определенных жанрах. Подавляющее число произведений искусства писалось не для того, чтобы их повесили на кухне; там бы они смотрелись совершенно неуместно.



Однако от этого они не перестают быть шедеврами.
И при этом ты остаешься наивным нищебродом, если оцениваешь картину с точки зрения "уродливая, у себя дома такое бы не повесил". Надо все-таки быть взрослее, и смотреть на произведения искусства с другого ракурса, со многих разных ракурсов -- так намного интересней жить.

(Видимо, и условный "кандинский-малевич" вызывают такую агрессию не только из-за непонимания "почему это гениально", но и из-за того, что их нельзя представить в своей собственной, нормальной, квартире).



Чё сказать-то хочу, графоманка, соберись.
То, что повторяю из раза в раз, голосом кота Леопольда: спокойствие, только спокойствие, ребята, давайте жить дружно. Ни одно произведение искусства не стоит вашего гнева. Совершенно нормально, если тебе не нравится то, что официально считается гениальным.  Совершенно нормально это не понимать и не ценить. Мир очень разный, жанров много. Нормально не любить маслины, шпроты в масле, Егора Летова, русский рэп, Кандинского, Малевича, вообще всех гениев на свете.

Просто если ты при этом умеешь отличать маслины от оливок, а Кандинского от Малевича, а также знаешь, чем они полезны для народного хозяйства, то это значит, что ты обеспечил своему мозгу чуть больше упражнений, и таким образом чутка отодвинул перспективы своего склероза и инсульта.

Искусствоведение - это ЗОЖ для мозга!

***

Отдельно прошу прощения у тех, кто не успел ответить в том посте.
Честно, устаю.
Там 16 страниц комментариев за сутки набежало. Я обычно стараюсь не закрывать комментарии вообще, но иногда случается массовый наплыв желающих высказаться -- в таких случаях я обычно держусь дня два, потом закрываю, а вот тут пришлось еще быстрее. Это не потому, что я не желаю вступать в дискуссию и там сурово лишаю слова тех, кто имеет мнение, противоположное моему. А потому что просто почта лопается, устаю: ведь читаю каждый комментарий, стараюсь отвечать и, главное модерирую -- убираю оскорбления друг друга (многочисленные), мат, и т.п.: хочется все-таки поддерживать комфортную атмосферу для общения.

Tags: угадайка
Subscribe

Posts from This Journal “угадайка” Tag

  • 291 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
спасибо Вам за все!.. отдельно хотелось бы добавить для спешащих раздавать оценки, что, кроме всего прочего, репродукция и оригинал часто очень большая разница!.. фактура, размеры, не говоря уже, о "выжженной" цветопередаче..
Бывают случаи, когда репродукция отличается, но она бывает и очень успешной, но не всегда, конечно
Дешь угадайки с голосовалкой! Интересно же.
технически неудобно
пост нельзя редактировать
я еще все время в кодах ошибаюсь и у меня все слетает
Нас так в институте учили ты можешь иметь любое мнение по вопросу, если изучил тему, ее контекст и мнения уважаемых экспертов. Помнится, я так "четверку" на экзамене по истории искусства заработала, рассказывая и обосновывая почему мне не нравится "Черный квадрат".
Мне поставили пятерку в школе на МХК (мировая художественная культура), когда надо было написать на уроке сочинение по одной из предложенных картин.
Я выбрала "Свободу на баррикадах", и к середине первой страницы текста поняла, что она мне не нравится. Дети и женщины, гибнущие в грязи, пусть даже за великую цель - это неприятно. Вывернула весь мозг себе набекрень, пытаясь это сформулировать на бумаге. И в итоге учительница сказала, что первый раз в жизни ей сдают "разгромное" сочинение к картине, и читать это было очень интересно :-)
Всё, заканчиваю хвастаться :-)

nostaljazz

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

schkolnik

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

nostaljazz

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

nostaljazz

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

le0gen

7 months ago

artz13

December 6 2018, 10:56:02 UTC 7 months ago Edited:  December 6 2018, 11:01:00 UTC

Поддержу zolla_azul. "Угадайку" дополнить "Голосовалкой". Или вытаскивать из-под ката только через два дня. Когда все прооруться. Опознавшего все (познавшего все!) виртуально погладить по прическе (или ее останкам)!
И, да: нравится мне тут у Вас.
И, да, еще: а почему бы по итогам "Угадайки" раз в год не наградить просветленную(ного) какой-нибудь недорогой олеографией с автографом хозяйки этого ЖЖ, или там, календариком с иллюстрацией из "Апокалипсиса"?

mithrilian

7 months ago

artz13

7 months ago

Я тогда постеснялась писать, но сейчас скажу - это был провал! Я Одну две угадала, максимум. Еще подумала - столько вас читаю, а ничему не научилась. И тут эта новая статья, которая утешила и погладила по головке!))
Дала себе слово - если приедете в Петербург, все и всех брошу, но приду к вам на лекцию/встречу что угодно!)) Вы прямо открыли новую главу в моих отношениях с искусством. В институте конечно что-то было, но такой бурный роман, только сейчас, и только благодаря вашим статьям!) Спасибо!
Я Одну две угадала, максимум. Еще подумала - столько вас читаю, а ничему не научилась

Вот кстати подтверждение, что бы "научиться" "видеть правильно", нужно пересмотреть много материала. Иначе мозг будет видеть только по принципу: это пропорционально или нет или нравиться-не нравиться. А когда мозг уже наберет сотню-другую примеров, что это Кысь, а это Некысь, и уже научиться по подобию подбирать в категорию это Кысь.
Спасибо за работу для нас.
Про Тициана отгадал почти все, а тут нет.
Пока читаешь методику и пояснение - все понятно. Но без тренировок - упс. Я даже маленькую заметку написал после посещения музея им. Пушкина в Москве.
Вот эти две я как раз угадал, "турка в шароварах" и "крестьян с цепами", они обе цепляют чем-то, а также угадал даму с собачкой - по принципу от противного, отбросив не тот вариант.
прокол с портретом: не понравились оба, а методом тыка не то указал.
а ежли у меня кухонный гарнитур под мондриана, а напротив хочу лучо фонтану повесить. это ж у меня квартира ненормальная? бяда...
какие вы слова умные знаете! ну так уж и быть, вешайте!

j_j_j

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

Pavel Lebedev

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

elrond1_2eleven

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

elrond1_2eleven

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

elrond1_2eleven

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

sulfid

7 months ago

ryadovoy_k2

7 months ago

sulfid

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

(шепотом) маслины от оливок не отличаются
в русском языке одни черные, другие зеленые. Плод один, блюда разные

iservecybermind

7 months ago

Ellaa El

7 months ago

iservecybermind

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

felicata

7 months ago

chernobur_ka

7 months ago

Людей, аоторые хотят орс ь, как на базаре, ничему научить нельзя. Их же не силой тащат в ваш блог, сами идут. Но идут именно с целью поорать и утвердить свою глупость.
Думаю, дипломированных искусствоведов они считают если не заговорщиками, то жертвами промывания мозгов.
А свои девственные мозги они ценят в первозданном виде, о чем и приходят поорать.

iservecybermind

December 6 2018, 11:10:19 UTC 7 months ago Edited:  December 6 2018, 11:16:48 UTC

не, все еще хуже, народ говорит, что вот искусствоведы это что-то вроде масонов, который собрались, чтоб простому человеку мозги пудрить

а простой и честный человек всегда сам знает где сиська, а где цветок

li_rysya

7 months ago

li_rysya

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

li_rysya

7 months ago

cher_l

7 months ago

kancler_61

December 6 2018, 11:11:56 UTC 7 months ago Edited:  December 6 2018, 11:12:28 UTC

Извиняюсь, все каменты не читал - некогда, но м.б. уже об этом писали.
Одна моя знакомая в довольно взрослом возрасте попала впервые в Москву и, как любительница искусства посетила Третьяковку.
Так вот с её слов она залипла у "Грозного" Репина. Она, конечно же эту картину знала по многочисленным репродукциям, и не была особо впечатлена ей, но она не ожидала, что оригинал будет настолько глубоким.
Творения гениев надо смотреть внатуре, тогда и поймешь, наверное, что где шедевр, а где - нет.
не для всех и не всегда, но в подавляющем большинстве так
сам не ожидал, например: с детства видел микеланджеловского моисея в пушкинском, много раз его рисовал, знаю каждую складочку
а потом увидел вживую - и час стоял, говорить не мог

maxim_n_p

7 months ago

mithrilian

7 months ago

maxim_n_p

7 months ago

mithrilian

7 months ago

klea62

7 months ago

maxim_n_p

7 months ago

strannik_ee

7 months ago

maxim_n_p

7 months ago

Я тогда пролетела с пейзажами. И, да, отталкивалась от того, что мне не нравится. Но за Аппиани обидно. Хороший художник же.
но не бренд

catherine_catty

7 months ago

мне кажется вкус, а именно вкус определяет, на интуитивном уровне, руку гения. В наброске ,в эскизе, в ранней работе или даже поздней. Что-то щелкает внутри и ты озаренный стоишь или сидишь и в состоянии прострации просто созерцаешь, без включения анализа на сознательном уровне. Это состояние может длиться секунды ,а может вставить так вставить...) Потом подключается логика и пошло поехало: что да почему и как. Композиция, компоновка ,перспектива, рисунок, цвет, ритм и т.д...
Под вкусом я подразумеваю не столько комплекс приобретённых навыков , кругозора и культуры ,сколько врожденный внутренний камертон.

врожденный внутренний камертон
согласна на 100 процентов

mithrilian

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

mithrilian

7 months ago

eat_mee

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

А я, как ни странно, оценивал как раз по критерию "повесил бы дома", но при этом задавал себе вопрос: радовала ( и вообще дарила бы какие либо эмоции) бы меня картина, если бы я смотрел на неё каждый день? Угадать получилось все, кроме обнаженных особ, здесь, думаю мужской взгляд сыграл роль. Может быть, конечно, более яркие краски у гениев привлекают больше внимания и вызывают больший отклик. Простая мрачная реалистичность всегда будет менее интересна чем, не знаю как сказать, избыточная насыщенность и яркость. Эмоции в жизни вызывает же не серая рутина, а яркие переживания.

Тут, конечно, неоднозначно. Кто-то предпочтёт дома меланхоличный пейзаж, а некоторые, наоборот яркие краски

А, кстати, что у кого дома висит? : ) Я готов выложить, если будет флешмоб : )

Лучше не надо. Мало ли кто что или кого у себя повесил?

zaharov

7 months ago

vit_r

7 months ago

twincat

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

twincat

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

alexspet

7 months ago

vit_r

7 months ago

alexspet

7 months ago

Вот эта картина меня просто завораживает. Как она сделана, какой здесь свет и пространство, какой ритм движения

Это же субъективно очень). Свет, пространство.... В музыке ты либо попадаешь в ноту, в ее характеристики, либо нет. Если бы берешь вместо До Ре, то ты однозначно фальшивишь. А здесь нет такой однозначности. Вместо однозначности - свет, пространство, динамика... То есть вы, искусствоведы, сначала договариваетесь между собой, на интуитивных началах, что считать гениальным, а потом приучаете к вашему видению других. Они поэтому вам и выдают результаты в 100 процентов. А те, кто не приучен, они как раз судят - вот это мне нравиться, это нет. В живописи тоже есть свои законы: перспективы, пропорций, они позволяют отличить картину Да Винчи от мазни первоклассника, изобразившего свою маму, и даже от портрета того же Гитлера. То есть первоклашка однозначно нарушит все: нет пропорций, нет светотени, нет объема и пространства. У Гитлера будут те же ошибки, но уже более трудноуловимые. А дальше, имхо, идет уже просто вкусовщина.
простите, это не вы мне доказывали как-то, что семь нот -- это изобретение заговора музыковедов?
вот аргументация примерно такая же

feiarichnaya

7 months ago

shakko_kitsune

7 months ago

feiarichnaya

7 months ago

lana_korobova

7 months ago

feiarichnaya

7 months ago

  • 291 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author