Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Про что реально "Автопортрет с Саскией на коленях" Рембрандта?

Разбираемся, какой смысл скрывает один из самых знаменитых автопортретов художника, и почему популярное представление об этой картине неверно.

1635 год, Галерея Старых мастеров (Дрезден)



Рембрандт очень любил рисовать себя, от него осталось около сотни автопортретов, из них 40 картин, а остальное гравюры и рисунки. Иногда он так заигрывался, увлекался чужим образом или какой-нибудь особенной мимикой, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет.

Автопортрет, 1630 год



Один из таких костюмированных портретов - как раз тот, о котором идет речь, с женой Саскией ван Эйленбюрх на коленях. Но распространенное название картины - это такая попса, у нее есть и официальное, солидное: "Блудный сын в таверне".

То есть в этой сцене Рембрандт играет в персонажа новозаветной притчи. Напомню, тот наорал на папу, велел выдать наследство вперед, забрал денежки и ушел кутить. Все пропил, стал нищенствовать, вернулся домой, отец принял его в распростертые объятия. А другой брат (не "блудный", а приличный), который свою долю у папы не отбирал и все это время вкалывал на ферме, взирал на эти обнимашки с неодобрением.

Вот картина Рембрандта уже про финальный эпизод притчи.

Возвращение блудного сына, 1666-9, Эрмитаж


Изображая себя с женой в образе блудного сына с веселой девицей из таверны на коленях, Рембрандт, таким образом, не просто документирует радость своего семейного счастья и то веселье и разгул, которые они могут себе позволить. Но и делает одновремено такую "напоминалочку", что в любой момент это все может кончиться, успех преходящ, и если чрезмерно увлечешься, то будешь уже в следующей стадии, не в шелках и бархате, а обритый наголо и потерявший тапки.

Это единственный автопортрет Рембрандта с женой маслом, хотя он и её в диком количестве рисовал, но всё отдельно. Еще раз они будут изображены им вдвоем только вот на этой гравюре, совсем иной по настроению.

Автопортрет с Саскией, 1636


Картина была очень популярна и некоторые художники, создавая свои автопортреты с супругой, воспроизводили ее идею, отдавая таким образом свое почтение Рембрандту.

Ловис Коринт. "Автопортрет с Шарлоттой", 1902


Петр Кончаловский. "Автопортрет с женой". 1923


Но поскольку это были уже художники ХХ века, никакого столь же глубокого подтекста, что у Рембрандта, они в эти портреты уже не вкладывали. Их "глубокий" подтекст ограничивался уже реверансом к Рембрандту, а не библейской моралью и напоминанием о тщете всего сущего.


Tags: переезд старых постов, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestgroningen_sn

March 23 2019, 09:17:39 UTC 5 months ago

  • New comment
Я бы тут добавил еще, что картина сильно обрезана. Вот ее более или менее истинный размер:



Если интересно, то я писал о искалеченном Рембрандте тут.
https://aboutpaintingblog.wordpress.com/2018/11/18/%d1%83%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b8-%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%8b-%d1%80/

"Блудным сыном" стала в 1925 году. Так решил Валентинер, потому что на заднем плане видна доска, на которой писали счет в карточных играх.

Некоторые считают, что автопортрет и Саския, но то дань традиции. Рембрандтовский проект от этой интерпретации отказался. Впрочем, Рембрандт, всегда писал приблизительно и непохоже, так что, может быть, и автопортрет.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →