Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Кто-кто в теремочке живет? Венера Урбинская, Химера Ареццская и Точильщик ножей

Бардак, хаос, толкотня и всякое хрунье в залах герцогов флорентийских.

Это одна из самых любимых мною картин, не в том смысле, что она красивая и на нее приятно смотреть, а в том, что она вызывает у меня истинный академический восторг. Как-то я с другом, столь же пришибленным, как и я, провела пару суток, разгадывая все, что там нарисовано, и перекидывая находки друг другу в чатике.



Восхититесь этим живописным бардаком и вы.

(По ссылке 13 Мб)

Картина немецкого художника Иоганна Цоффани называется "Трибуна Уффици", изображает, соответственно, одноименный зал музея Уффици и хранится в Королевской коллекции Великобритании. Написана она была в 1772-7 годах.

Вот так эта комната выглядит сейчас.



Немецкий художник Цоффани успешно работал в Англии, в том числе на королевскую семью, немецкую династию Ганноверов. В 1772 году королева Шарлотта отправила его во Флоренцию, чтобы написать музей, в котором она никогда не была. В Италии его встретили нужные люди и организовали ему доступ в музей.
Именно поэтому полотно находится в Великобритании.

Давайте его разглядывать!
Что там нарисовано?
Разобраться можно только по частям.



Аннибале Каррачи, Венера и сатир, ок. 1590


Кстати, это весьма полезное занятие -- разглядывать эту картину, потому что в этом зале собраны сливки, шедевры, или весьма показательные произведения. И если вы выучили шедевры и поняли принцип, по которому написаны не шедевры, но типичные картины -- вы сразу сильно продвинетесь в истории искусства. Вот картина выше, с мощной женской спиной -- это почти шедевр, хоть и не первого ряда.  А картина ниже -- это уже из категории "типовое".

Гвидо Рени. "Милосердие" (теперь в Палаццо Питти), 1604-7



Мастерская Тициана. Мадонна с Младенцем и св. Екатериной


Рафаэль и мастерская. Иоанн Креститель. Ок. 1518


Гвидо Рени. Мадонна. Почему-то этой картины теперь в Уффици нет, фото работы из частной коллекции.


Гвидо Рени. Самоубийство Клеопатры.  Ок. 1640. (Теперь в палаццо Питти). Кто читал мой текст, знают, причем тут инжир.


Предпоследняя картина в этом ярусе логику развески как-то нарушает. До этого мы видели Италию 16-17 века, в основном, томных дам. А тут внезапно:

Рубенс. "Четыре философа", 1611-12. (Теперь в Палаццо Питти). Четвертый философ -- на самом деле бюст Сенеки в нише, а четвертый человек (слева) -- это автопортрет Рубенса, не философа.


И, наконец, у нас есть вот такой торчащий кусочек.



Что же это?
Всем известная вещь:
Рафаэль, Портрет папы Льва Х с кардиналами. 1518-19


Спускаемся уровнем ниже



Первой идет картина, которую, говорят, специально для позирования Цоффани принесли из Палаццо Питти (а потом, к расстройству Уффици, унесли обратно).

Рафаэль, Мадонна делла Седия, 1513-6. (Название переводится как "Мадонна с креслом", запоминайте по созвучию со словом "сидящая")


Древнеримский бюст, т.н. Плавтилла.


Т.н. Гета


Корреджо. Поклонение Младенцу. 1524-6


Под этой картиной стоят 5 бюстов, все их ставить не буду. Вот самый интересный.



Это голова императора Августа из фаянса, древнеримская. Ее в эпоху Ренессанса, видите, вставили в новую подставку из драгметаллов. Сейчас почти все эти вещи, с картины, из резных камней -- в Палаццо Питти, в Музее серебра.



Дальше опять внезапно портрет (их тут мало, и все важные).
Юстус Сустерманс, Портрет Галилея, ок. 1636.  Обратите внимание, в 17 веке с портретистами в Италии почему-то уже так плохо стало, что приезжий фламандец Сустерманс стал придворным художником флорентийских герцогов.


Под ним несколько статуэток.



Это редкая иконография Венеры -- Афродита Афродисиаса. Древних вариантов не сохранилось, только эллинистические и римские. Но судя по тому, что она одета и типологически близка к Артемиде Эфесской, то исходник может быть очень древним.


Смотрим дальше картины.
При сравнении репродукции подлинника с фрагментом Цоффани видно, какие изменения претерпевают полотна на протяжении своего бытования в музее. Вот тут, например, оригинальная рама сохранилась. Но внезапно нет деревьев: это значит, что в 17 веке они были скрыты под поздними записями (реставрациями до эпохи реставрации, сделанными художниками-улучшателями). А в 20 веке их реставраторы "вынули" из под слоев и снова показали миру.

Рафаэль. Мадонна со щеглом. 1506-7


Смотрите, опять Рубенс в этой националистической компашке итальяшек. Свидетельство того, как его высоко ценили.

Рубенс. "Последствия войны" (аллегорическая картина). 1637-8. (Находится сейчас в Палатинской галерее)


Симметрично стоит другая Мадонна "Мадонна дель Поццо" (колодца), но на сей раз не Рафаэля, а Франчабиджо, 1517-8. По размерам кажется, что она вообще парная, интересно, было ли так задумано автором -- соответствовать Рафаэлю. (Кстати, многие работы этого художника раньше приписывались Рафаэлю).


Что стоит на полочке?
Бюст мальчика, т.н. Молодой Нерон



Статуэток много, все приводить не буду.

Пьетро да Кортона. Изгнание Агари. Ок. 1637


Посмотрите -- ниже караваджизм, а наверху еще нет, хотя эпоха одна.

Бартоломео Манфреди. Динарий Кесаря. 1610-20


Мраморную статую вы знаете и так, но поговорим о ней в следующем ярусе, когда ее ноги влезут.

Дальше стоит статуэтка, уменьшенная копия "Геракла и Немейского льва" Лисиппа.


Тихе Антихиойская



И вот еще один кусочек


Это вот оно

Кристофано Аллори. Гостеприимство святого Юлиана, 1610-20


И это всего лишь половина картины. Но уже так много.
На  сегодня все, вторую половину посмотрим завтра.

Tags: кусочек, ренессанс
Subscribe

Posts from This Journal “ренессанс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →