Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Почему из статуи Венеры Милосской торчала арматура

Или про то, откуда в Венере дырки.

На днях у меня был текст про Венеру Милосскую, в комментариях к которому некто совершенно серьезно, в духе академика Фоменко, принялся объяснять, что эта статуя, по официальной версии выкопанная в 1820 году, — современная подделка, ведь в ней же явно видны дыры от арматуры и т.п.

Рассказываю, в чем тут дело на самом деле, и откуда в Венере Милосской дырки.

Дырочки есть на месте правой руки, и на месте левой тоже.


Видите ли, дорогой читатель, к тому моменту, как статую откопали в 1820 году, она уже была старая. Что значит слово "старая" в этом контексте? Не древняя, насчитывающая много лет жизни, а б/ушная! Как же так вышло?

Какая ситуация кажется вам более логичной:

а) Скульптор, создав в последней трети 2-го века до н.э. клевую статую, сразу быстренько, прямо из мастерской, закапывает ее в песочек острова Милос, где ее спустя две тысячи лет выкапывают посторонние люди.

б) Скульптор отдает статую заказчику. Те ставят ее в храм, на положенное место, где статуя "работает" языческим идолом. Идут года, в храме бывает пожар, на статую падает потолочная балка, или к ней прислоняется пьяный дворник, или местный римский губернатор решает ее увезти в свою дачу на Сицилии, еле уперли от него обратно ящик, два раза уронили на обратном пути, а вот уже христианство начинается, хотя правит нами, слава богу, еще Божественный Тит, но эти придурки как-то пришли в храм и ее камнями закидали, а вот вообще Константин издал декрет и христиане охамели, пришли в наш доблестный храм Афродиты и веревками стащили ее с постамента, а давайте ее лучше переставим с видного места куда-нибудь побезопасней, а может, ее вообще лучше закопать?

Как вы понимаете, правдоподобней вариант б. Прежде чем оказаться засыпанной землей, данная статуя прожила активную жизнь. И получила за нее много производственных травм. Ее владельцы, древние греки, её чинили, когда от нее что-нибудь отваливалось. Это один из путей, благодаря которому на "теле" богини появлялись дырки. Кто вам сказал, что арматура (крепление каменных блоков с помощью металла) — это какое-то современное ноу-хау? Нет! В античности тоже себе прекрасно знали этот метод крепления.

Предполагается, что где-то до нашей эры у Венеры были отбиты руки. Видимо, по тем сколам, которые мы видим сейчас. И древние реставраторы прикрепили их (либо новые, аналогичные) с помощью металлических штифтов, и этих отверстий. На фото ниже мы видим статую Венеры Капуанской (Неаполь), где, если вглядеться, хорошо заметны на руках следы аналогичной реставрации, только тут руки остались на месте.



Кстати, Венера Милосская вообще изначально была сделана из 2 кусков мрамора (потому что дешевле купить два почти квадратных куска мрамора поменьше, чем один очень большой прямоугольный, с чего бы древним грекам об этом не додуматься?).

Вглядитесь в это фото: стык обоих кусков проходит под первой складкой ткани. Оба куска соединены вместе железными шипами внутри, в районе бедер.



На этом же фото видно, что участок этого бедра — это еще один кусочек мрамора, присобаченный поверх основного блока. Возможно, там в мраморе оказался изъян, или что-то откололось и пришлось заменить запчастью. Античные статуи (подлинные, а не слепки), часто представляют собой настоящие руины со многими археологическими слоями, просто мы обычно не обращаем на это внимания, завороженные идеальным силуэтом.

И, наконец, вспомним, что статую нашли в 19 веке. А реставраторы, работавшие примерно до 2-й пол. 20 века — это совсем не то, что привыкли понимать под этим словом сегодня. В наши дни концепция реставрации включает сохранение того, что есть (консервация), плюс неотличимое дополнение, но только если это насущно необходимо для восприятия шедевра (например, "Ивана Грозного" Репина будут восстанавливать "как было, с иголочки). Но в принципе царит идея, что новые части надо как-то выделять, оттенком например. Если неизвестно, что было изначально, то современные реставраторы не будут изобретать, оставят лакуну. В предыдущие времена такого не было, ранние реставраторы (работавшие так с эпохи Возрождения) всегда старались восстановить все целиком, дополнить и сделать "идеальное".

Венера Арлезианская, синим отмечена "реставрация" Нового Времени



В первый раз статую реставрировали в 1820-х годах, когда она попала в Лувр. Заменили старинные металлические штифты, чтобы она просто держалась, прикрепили мраморные кусочки, которые отвалились в процессе борьбы за скульптуру с турками.

В числе обломков, найденных на Милосе рядом с Венерой, был и кусок руки. Существовал план приладить ее к статуе. Вот эскиз.


Но в итоге он не был осуществлен, хотя реставраторы тогда, наверняка, внесли в облик древней статуи чего-то новое...

***

Так что, когда смотрите на произведение искусства в музее, просто помните, что практически всегда это — ветеран многих и многих битв. И если что-то вас в физическом состоянии экспоната удивляет — то это нормально, возможно, вы заметили какую-то старую рану, залеченную, но сохранившуюся.

Tags: находки, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “находки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 239 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
А руку-то куда дели? В смысле, если нашли обломок руки ее, то где он сейчас? Что-то я упустил этот момент, наверное, уже было в прошлых постах
в Лувре лежит, вот этот кусок, между плечом и локтем
и еще один есть кусок, с яблоком в ладони
но они в итоге вроде решили, что это не ейные.

oshanbo

4 weeks ago

cashflow2017

4 weeks ago

lrlay777

April 23 2019, 06:18:19 UTC 4 weeks ago Edited:  April 23 2019, 06:18:34 UTC

Вот да! "Специалисты" по "современной арматуре" могли бы давно заметить, что на развалинах античных , да и не античных храмов по обломкам колонн отлично видно что вытесывались они вовсе не из огромных цельных кусков мрамора, тем более что тогдашними транспортными средствами такую колонну трудно, а то и невозможно было бы перевезти, а набирались из небольших цилиндриков, скреплявшихся в колонну при помощи металлических штифтов. Дырки от которых на обломках колонн прекрасно видны.
А там очень простая логика обычно:
1) есть дырки от арматуры - современная подделка (анланты, инопланетяне, рептилоиды по вкусу), ведь древние не умели делать арматуру
2) нет дырки от арматуры - современная подделка (анланты, инопланетяне, рептилоиды по вкусу), ведь древние не могли такой большой кусок камня дотащить

ab_dachshund

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

ab_dachshund

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

ab_dachshund

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

mustela_p_f

4 weeks ago

hmyretskiy

4 weeks ago

dart_vitmort

4 weeks ago

ra_s

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

mechnik

4 weeks ago

Правая рука выглядит не обломанной, а аккуратно отпиленной. Скорее всего она изначально была из отдельного куска. Так проще в изготовлении и транспортировке.
Наверное, она сначала обломалась, а потом место облома пррсто отшливовали, чтоб ровненько было.

unclesasha

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

unclesasha

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

mechnik

4 weeks ago

Этим сектантам что-либо доказать невозможно.
А Венера Капуанская, часом, не мойра Клото?
Да, хотелось бы узнать, по каким признакам ее решили определить как Венеру, которая, вроде, не увлекалась прядением.

artz13

4 weeks ago

mithrilian

4 weeks ago

ping_ving

4 weeks ago

mithrilian

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

mithrilian

4 weeks ago

ping_ving

4 weeks ago

mithrilian

4 weeks ago

С сайта одной мастерской по изготовлению памятников:

Мрамор — материал мягкий и податливый. И если это — плюс в процессе филигранной резьбы по камню, то в условиях, когда памятник уже установлен и должен с честью переносить все капризы природы, мягкая, пористая хрупкая структура мрамора становится большим минусом.
На зиму мраморный памятник надо защищать от холодов, а летом следить за тем, чтобы камень не покрылся сетью микротрещинок под лучами палящего солнца.
Поры мрамора легко пропускают влагу, отчего камень тускнеет и теряет свой цвет. Памятник легко поцарапать, или даже отколоть декоративный элемент.
За мрамором нужно регулярно ухаживать, иначе в поры камня въедается пыль. И даже при идеальном уходе "срок службы" мраморного памятника в наших широтах не превышает 100 лет.
А не для того ли их раскрашивали?
Краска и поры прикроет (сохранность повысит) и небольшие изъяны скроет.

olga_hkolka

4 weeks ago

ziga_zoga

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

leon_ark

4 weeks ago

mechnik

4 weeks ago

leon_ark

4 weeks ago

mechnik

4 weeks ago

leon_ark

4 weeks ago

mechnik

4 weeks ago

leon_ark

4 weeks ago

ее же еще и раскрашивали изначально, надо и раскраску восстановить)
наглядно о том какие были критерии красоты,
то коротконогая толстопопая Лакшми, то гиперстеник и микроцефал Венера.
интересно. спасибо
Учитываете ли вы ракурс, с которого предполагалось смотреть на скульптуру?

yyprst

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

umbloo

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

umbloo

4 weeks ago

sulfid

4 weeks ago

umbloo

4 weeks ago

skeily_ramires

4 weeks ago

umbloo

4 weeks ago

skeily_ramires

4 weeks ago

knyasa_o

4 weeks ago

yyprst

4 weeks ago

knyasa_o

3 weeks ago

yyprst

3 weeks ago

knyasa_o

3 weeks ago

balaclava_1854

April 23 2019, 06:56:19 UTC 4 weeks ago Edited:  April 23 2019, 06:58:13 UTC

Вот ещё пример: говорят, древняя вещица, чего только не пережила. И проволочками и металлическим скотчем скрепляли. Там ещё синяя изолента была и резинки для денег, но они не сохранились :(

вы в курсе, что есть разница между тем, что говорят
а) официальная Церковь
б) образованные церковники, занимающиеся наукой
в) просто ученые?

balaclava_1854

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

Арматура - потому что это литье... точнее лепка с последующим отвердением, а руки отвалились, потому как туда штыри не вставили, понадеявшись на то, что масса быстро затвердеет и сама будет держаться , но просчитались .... вот ручонки то и отвалились, пока масса не совсем застыла. Ну а потом (после даже частичного отвердевания) приделывать обратно очень сложно.
вы тоже считаете, что мрамор - это жидкость?

sshupkin

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

vpervye1

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

leon_ark

4 weeks ago

wazawai_n2

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

sshupkin

4 weeks ago

elrond1_2eleven

4 weeks ago

sshupkin

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

sshupkin

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

Вот сколько ни смотрю на реконструкции Венеры Милосской с руками в разных вариантах - ну да, красивая статуя, очень красивая, много их таких, очень красивых. А в натуральном виде, без рук, как-то сильно цепляет, прямо аж до дрожи. И закрадывается подозрение, что ее феномен именно в таком "удачном" отсутствии рук...
да

alexkussul

4 weeks ago

Mira Fett

4 weeks ago

Я не понял о чем речь.. Да и читать неохота было такой длинный пост, картинки пролистал тока.. Дык подделка или настоящая Венерка ?
А вам зачем сие?

bely_den

4 weeks ago

paranoik_2000

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

paranoik_2000

4 weeks ago

mexanicheskiy

4 weeks ago

paranoik_2000

4 weeks ago

а) Скульптор, создав в последней трети 2-го века до н.э. клевую статую, сразу быстренько, прямо из мастерской, закапывает ее в песочек острова Милос, где ее спустя две тысячи лет выкапывают посторонние люди.

Весьма распространённый сценарий, разве что только действие происходило не в последней трети 2 века до н.э., а в первой половине 19 века н. э.
вы, наверно, не внимательно прочли текст

Фоменковцы уверены, что металл научились обрабатывать только в XVIII веке) Так что объяснять им что-либо бессмысленно)

"металл" бывает разный.

например чугун не поддается ковке (меч из него не выковать),
а железо не поддается закалке.

оба этих металла были в обиходе и до 19 века.

это ковать и закалять можно только сталь.
но для выплавки стали нужна температура, которая появилась только в 19 веке.



dedxassan

4 weeks ago

frank_sin

4 weeks ago

frank_sin

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

balaclava_1854

4 weeks ago

frank_sin

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

dedxassan

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

dedxassan

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

dedxassan

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

dedxassan

4 weeks ago

krikmozzhechka

4 weeks ago

dedxassan

4 weeks ago

shakko_kitsune

4 weeks ago

wazawai_n2

4 weeks ago

wazawai_n2

4 weeks ago

Я ленивая, чтобы искать технологию изготовления скульптур из мрамора. Но первый вопрос возник после прочтения комментарий: Люди, вы что? Какое литьё из мрамора?
Однако ж возникает вопрос, а как блоки( части фигур) мрамора скреплялись?
А то, что для скульптур используется арматура, так это да. Иначе не выживет. Мой преподаватель по скульптуре учил нас, что фигура должна быть такой, что если сбросить ее и она покатится, чтобы ничего не отвалилось.
Преподаватель по лепке в художке ( все ж разница).

frank_sin

4 weeks ago

olga_hkolka

4 weeks ago

blogo_go

4 weeks ago

artz13

4 weeks ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →