Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Изнасилования у Рубенса, выпуск №3: «Мальчик Ганимед»

Кто насильник? Кто жертва? Как это связано с графиком работы официантов на Олимпе? Сколько денег получил в качестве выкупа опекун несовершеннолетнего?



(Продолжаю переносить в старый добрый жж посты, написанные для яндекс-дзена (см. по тэгу "переезд старых постов").


Картина Рубенса «Похищение Ганимеда» продолжает цикл его полотен про древнегреческие насильственные половые акты, где уже было про дочерей Левкиппа, и про Борея. Однако, несмотря на мастерство художника, она не так поражает, как два предыдущих полотна. Тут тоже в основе квадрат, перечеркнутый стремительной диагональю, однако картина вышла слабее.

А все потому, что это не про инь-янь, про противопоставление сильного мужского и слабого женского — а совсем про иную любовь...

Рубенс, «Ганимед получает кубок от Гебы», 1611-2, Национальная галерея Канады


КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?

Главный герой, жертва — троянский царевич Ганимед, красавчик и двоюродный внучатый дядя красавчика Париса (его еще Орландо Блум сыграл, помните?) В каком возрасте Ганимед попал под асфальтовый каток, тьфу, под внимательные очи Зевса — неизвестно. Поэтому рисуют его и вполне себе зрелым мужчиной (как здесь), и подростком, и совсем маленьким мальчиком — все зависит от вкусов художника. Либо (если автор ванильный гетеросексуал) — от его художественной концепции.

Вот тут вообще не про секс картина. Рембрандт. "Похищение Ганимеда", 1635


Второй главный герой картины — верховный бог древних греков Зевс (Юпитер), обладатель столь мощного либидо, что список его возлюбленных длиннее списка Магнитского. Казалось бы, такая активность должна привести к всеядности, однако Ганимед — единственный представитель мужского пола, с кем связывали имя Зевса.

Чтобы похитить Ганимеда, Зевс превратился в орла. На картине Рубенса он неудачно нарисован, тёмен и теряется на фоне — так что вот вам пример от другого автора.

Дамиано Мацца. "Похищение Ганимеда", ок. 1575. Этот итальянский автор с гораздо большим любованием выписывает ображенного юношу, чем Рубенс, однозначно специализировавшийся в личной жизни лишь по пышным дамам


А еще на картине, чье полное официальное название «Ганимед получает кубок от Гебы» есть, соответственно, Геба.

Эта богиня — дочь Зевса от законной жены Геры (редкий случай, обычно у него сплошные байстрюки). Очень приличная девушка, работала на Олимпе официанткой, то есть виночерпием — когда родичи-боги пировали, разливала им по кубкам медовуху (вина еще не изобрели).

Кто вторая женщина не очень понятно, быть может Гера, мать Гебы и жена Зевса


Вдобавок, на картине на заднем плане изображены эти самые пирующие Олимпийские боги, общим числом по зарплатной ведомости двенадцать, а также всякие приглашенные гости и другие официанты, причем летающие, что весьма удобно.

Под радугой стоит столик с бухлом в золотых кувшинах



ПОЧЕМУ ЕГО ПОХИЩАЮТ?

В антропологии, или там в психологии, кароч — в науках, на которые дают хорошие гранты, это называется "провокативность самки": мол, ходила такая красивая, юбку короткую надела, глазками стреляла. В Древней Греции, где на юных мальчиков мощные мужики поглядывали столь же плотоядно, как и на юных девушек, это тоже срабатывало. Ганимед сам виноват: был молодым, красивым, пошел в уединенное место без штанов, без сопровождающих и мобильного телефона.

Итак, Ганимед пас овец на горе Ида, там же, где несколько поколений позже к Парису явятся три богини с просьбой рассудить "кто красивее?". (Парис, кстати, тоже был пастухом — интересные у них там были способы трудоустройства царских сыновей, честное слово. Вот бы нам такое для госчиновников...) Налетел Зевс-орел и унес его к себе домой, на гору Олимп.

Добавим, что у Рубенса есть еще одна картина, конкретно про этот момент вознесения.

Рубенс. Похищение Ганимеда. 1636. Здесь передано движение вверх, противопоставление слабой человеческой плоти и мощного, сильного хищника, поэтому картина получилась намного удачнее, хотя она меньше размером и не так полна деталями


Итак, налетел Зевс-орел и унес Ганимеда к себе домой, на гору Олимп. А вот зачем он это сделал?... трудно-трудно, очень трудно догадаться зачем.

Жене своей, богине Гере, Зевс, например, объяснял так: "Понимаешь, дорогая, так много пиров у нас на Олимпе — бедняжечка Геба, доченька наша, не справляется с обслуживанием. Ноги у нее устают весь день бегать. К тому же это несправедливо: Геба же богиня, а мы ее гоняем. Пусть с нами пирует! Ну хоть иногда, во вторую смену. А ее в это время пусть крепкий земной юноша Ганимед поменяет! В него не стыдно и хлебной коркой кинуть, если ошибается!"

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

Неизвестно, поверила ли верховная богиня Гера объяснениям своего блудливого супруга, но Ганимед остался жив, не превращен в корову, не испепелен молнией и т.п. Значит, видимо поверила, потому что обычно за Герой подлянки не заржавели. А может, дело было в том, что мальчик не мог стать причиной развода и занять престол верховной богини? Может, Гера только конкуренток устраняла? Неизвестно.

Антонио Канова. "Геба с кубком", 19 век


Геба познакомилась с Ганимедом, они взяли тетрадный листочек в клеточку и разграфили, кто когда обслуживает банкеты — кто по четным, кто по нечетным. (Именно поэтому на картине Рубенса она передает ему золотую чашу — это символ разделения полномочий). Ганимеду, правда, как пишут греческие сочинители, приходилось ночами на ложе к Зевсу приходить, это влияло на утомляемость и работоспособность. Не забываем, что Зевс сделал Ганимеда бессмертным, так что это навечно оказалась каторга...

Гебе поначалу, первый век, было полегче. Но когда великий герой Геракл умер от глупости своей жены Деяниры, превратился в бога и был вознесен на Олимп, Гебу отдали ему в новые жены. Ее желаний, конечно, не спросили, патриархальное общество. Так что и она влипла, начала не высыпаться.

Больше всего повезло папе царевича Ганимеда: у него других сыновей было много. А вот за этого сыночка Зевс дал ему выкуп — золотой рендж ровер, сорри, упряжку великолепных породистых коней, цены и престижа немалого. Папа-царь остался доволен.

Франческо Альбани. "Юпитер и Ганимед", 17 век


МОРАЛЬ: если на рабочем месте вас начинают склонять к половым связям, а то и к насильственному браку, спешите оттуда сваливать — очень утомляет работать с одними и теми же людьми и днем и ночью, чисто психологически утомляет.

Ранее в цикле "Изнасилования у Рубенса":

Петербуржцы! Кто пропустил, обратите внимание, что я еду к вам, и ко мне можно будет попасть на лекцию.
Tags: омерзительное искусствоведение, переезд старых постов
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →