Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Categories:

Мотивы книги «Апокалипсис» в «Добрых предзнаменованиях» Пратчетта-Геймана (окончание)

Вчера у Пратчетта-Геймана мы остановились на том, что всплывает Кракен (сын Зверя из моря "Апокалипсиса" и папа Ктулху). Читаем дальше.




***
Азирафаэль "дозванивается" до начальства и докладывает, что вычислил местонахождение мальчика:

"И тогда третья часть морей не сделается кровью и вообще ничего страшного не произойдет, — радостно продолжил Азирафаэль".

Это он про одно из пророчеств "Апокалипсиса": "Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла" (Откр. 8:8).

Второй ангел вострубил, витраж 15 века


***
А вот с Кроули разговаривает его начальство, когда понимает, что с финальной битвой какая-то накладка:

ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ С МАЛЬЧИКОМ ПО ИМЕНИ МАГ? МЫ ДОСТАВИЛИ ЕГО НА РАВНИНУ МЕГИДДО. СОБАКИ С НИМ НЕТ. РЕБЕНОК ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЕТ О ВЕЛИКОМ СРАЖЕНИИ. (...) НАШИ ВОЙСКА ГОТОВЫ, ЧЕТЫРЕ ЗВЕРЯ УЖЕ В ПУТИ… НО КУДА ОНИ ЕДУТ?

А вот та же ситуация глазами подмененного мальчика, "сына посла": "Это были очень странные дни. Он так и не понял, зачем его отца срочно вызывали на Ближний Восток, однако точно знал, что этого не понял и его отец. Видимо, что-то культурное. А там толпа смешных типов в полотенцах вокруг головы и с очень плохими зубами повела их на экскурсию по каким-то старым развалинам. Если уж говорить о развалинах, Маг видал и получше. А потом один из этих типов, совсем старый, спросил у него, не хочет ли он сделать чего-нибудь. И Маг сказал, что он хочет уехать. Вид у них при этом был очень недовольный".

Про равнину Мегиддо (Армагеддон), где по Писанию должна состояться финальная битва, вы уже знаете. Антихрист там действительно должен присутствовать, но вероятно, как взрослый дядя, настоящий правитель, многих обманувший своим сходством с Христом (отсюда и имя). То, что он в возрасте ребенка — креатив 20 века. Собака, как вы помните, из античного Аида + фильма "Омен", не от Иоанна. А вот "Четыре зверя" — это наши клиенты. Только то, как авторы "ДП" их объединяют — неортодоксально, это тоже их личное обобщение, традиционно цифра 4 не применяется.

Фактически всяких Зверей в книге "Апокалипсис" — куча. И богословы назвать конкретное число не могут, потому что непонятно, считать некоторых за одного, или за два.

Безусловно, есть два главных: Зверь из моря и Зверь из земли.
Еще есть Красный дракон (который вдохновил Харриса с его Ганнибалом Лектором). Обычно изображают вместе именно эту тройку, пародию на Святую Троицу.

Три Зверя Апокалипсиса, из их уст выходят нечистые духи (жабы). Миниатюра 13 века


Четвертый — Зверь из бездны. Но он одновременно может быть Антихристом = Зверь из земли.
Пятый — Зверь багряный. Он предположительно = Красный дракон или Зверь из моря.
Так что если не округлять — зверей 5, а если округлять — 3 штуки. Но все равно, один из них = мальчику, сыну Сатаны.
Думаю, авторы взяли число 4 просто для симметрии с 4 Всадниками.
Или тут просто ошибка авторов и под словом beasts подразумеваются именно Всадники.

***

Четыре Всадника наконец собрались вместе, на мотоциклах. На куртке надпись: «Ангелы Ада», в честь знаменитой реальной байкерской группировки. Тут оно антуражно, но фактически неверно: Всадники — не ангелы и не демоны, не принадлежат они и к адским силам, несмотря на то, что они такие страшные.

В кафе ко Всадникам прикапываются реальные байкеры:

– Ну и из какой книжки сбежали? (...)
– ОТКРОВЕНИЕ, – сказал Высокий. – ГЛАВА ШЕСТАЯ.
– Стихи со второго по восьмой, – вежливо подсказал юнец в белом.



Потом с настоящими байкерами развивается сюжетная линия, убранная в сериале, и хорошо, потому что она странная и усложняет. "Следом за ними ехала четверка других всадников: Большой Тед, Сальник, Свинопас и Кочегар (...) Тогда, значит, мы вторые Четыре всад… гм, байкера Апокалипсиса. И значит, у нас тоже должны быть какие-то свои кликухи". Они называют себя "Смертельный Перелом, Жестокость к Животным, Дурацкий Аппарат, Который Не Работает, Хоть Ты Тресни, Но В Душе Безалкогольный Лагер, и Чертовски Крутой Отморозок". Теоретически это исполняет ту часть пророчества Агнессы, что за Четырьмя следуют другие Четыре.

Однако, несмотря на дурацкость эпизода,  он  демонстрирует прием авторов по пародированию персонажей "Апокалипсиса", который я углядела выше в Мадам Трейси / Вавилонской блуднице. Тут уже не может речи идти о случайности, все сделано явно обдуманно.
Это первая пародия на Всадников в "ДП", и она оказывается для пародирующих неудачей ("Вот почему их не было в этой Книге Откровения, о которой все время трепался Боров. Они не смогли проехать дальше по шоссе").
Потому что, как покажет развитие сюжета, для успеха тут нужно не пародирование, а отзеркаливание.

Книга "Апокалипсис" сама тоже активно использует этот прием. Три Зверя, о которых шла речь выше — это пародия на Святую Троицу, Антихрист/Лже-Пророк с рогами Агнца — коверканье образа Агнца-Христа, вино блудодеяния в чаше Блудницы —  вино в чаше Причастия, и т.д.

***

Азирафаэль вселяется в тело американского проповедника, который как раз рассказывает про грядущий конец света и как все будет устроено. Ангел поправляет эту американскую деньгоцентричную проповедь.

[Большая цитата]— Братья и сестры, мне доверено передать вам послание, крайне важное послание от Господа нашего ко всем вам, мужчинам, женщинам и детям. Друзья мои, позвольте мне поведать вам об Апокалипсисе. О нем рассказано в вашей Библии, в Откровении, которое Господь ниспослал Иоанну Богослову на острове Патмос, а также в Книге пророка Даниила. Господь всегда говорит прямым текстом, друзья мои, говорит о вашем грядущем. Итак, какие же события ожидают нас?
Война. Чума. Голод. Смерть. Реки сделаются кровью. Великие землетрясения. Ядерное оружие. Ужасные времена грядут, братья и сестры. И есть лишь один путь к спасению.
Еще не пришел час Великого Разрушения… не прибыли еще четыре всадника Апокалипсиса… не начали еще атомные снаряды низвергаться на неверующих… поскольку сначала придет час Вознесения.
Вы спрашиваете, что такое Вознесение? Я слышу крики ваших душ.
Когда придет час, братья и сестры, все Истинно Верующие вознесутся к небу — и не важно, где вы будете находиться в тот миг — в ванне, на работе, в автомобиле или просто в домашнем кресле с Библией в руках. Внезапно вы вознесетесь и будете сверху взирать на этот мир, пока не пройдут годы разрушения. Только праведные будут спасены; лишь тех из вас, кто утвердился в вере, минуют мучения, и смерть, и ужас, и огонь. Начнется великая битва между Небесами и Адом, и Небеса сокрушат силы Ада, и Господь отрет всякую слезу с очей страждущих, и не будет более ни смерти, ни горя, ни плача, ни мучений, и воссияет слава Господня на веки вечные и…
Он вдруг поперхнулся.
— Да, интересная версия, — закончил он совершенно другим голосом. — Только вы весьма сильно заблуждаетесь. На самом деле все будет иначе.
То есть в какой-то степени вы правы, насчет огня и войны. Но вот ваша история с Вознесением… М-да, если бы вы смогли заглянуть на Небеса… то увидели бы сомкнутые ряды ангелов, бесчисленные воинства, мыслимые и даже немыслимые, лига за лигой, с пламенеющими мечами… М-да, так о чем я, собственно?.. Неужели вы думаете, что у кого-то найдется время выбирать людей и поднимать их на небеса, чтобы они ухмылялись там, поглядывая сверху на всех, кто умирает от лучевой болезни на иссушенной и горящей земле? Очень высокоморально, ничего не скажешь.
И откуда вам известно, что Небеса неизбежно победят? Что ж, будем честными, если все итоги известны заранее, то зачем вообще тогда Небесная Война? Это все пропаганда, ни больше ни меньше. На победу у нас не более пятидесяти шансов из ста. Можно с таким, же успехом сделать ставку на сатанистов, чтобы подстраховаться, хотя, говоря откровенно, когда наступит время огня и кровавых морей, жертвы среди мирного населения неизбежны, во что бы вы там ни верили. Ваша война закончится до начала нашей, уцелевших не будет, а уж Бог потом разберется… понятно?
Но я что-то разболтался, извините. У меня лишь один маленький вопрос: где я нахожусь?


Изложенная американцем версия — вариация толкования книги "Апокалипсис", не такая уж и выдуманная авторами. Американские течения, фактически еретические (Свидетели Иеговы, мормоны и проч.) много всяких вариантов придумали того, как будет развиваться Конец Света. В данном отрывке проповедник говорит о том, что они называют "Восхищение Церкви". Более того, они даже религиозную постапокалиптическую фантастику пишут на эту тему, дико популярную, и экранизируют ее!

Углубляться в подробности отрывка этого не буду, обратите только внимание на цитату из Откр. 21:4: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло".

***

Из радиопередачи мы узнаем: "Говорят, в ваших краях прошли также кровавые дожди".
Откр. 8:7: "Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю".

Первый ангел вострубил. Миниатюра 15 века


***
А вот забавная накладка.

"Шедуэлл посмотрел на свою правую руку и ухмыльнулся. И вдруг его охватило сомнение.
– А у этого Антихриста – сосков у него сколько?
Цель оправдывает средства, подумал Азирафель. А дорога в Ад вымощена добрыми намерениями. И он соврал, жизнерадостно и убедительно:
– Тысячи. Хоть мешками собирай. У него вся грудь в сосках – по сравнению с ним у Дианы Эфесской вообще нет сосков".

А ведь как знают постоянные читатели моего блога, у Дианы Эфесской реально нет сосков. Потому что то, что на ней – это не груди, а некие гладенькие продолговатые амулеты.
Так что ангел не соврал!



Кстати, эта непосредственно эта языческая статуя в Новом Завете тоже упоминается. Только не в "Апокалипсисе", а в Деяниях Апостолов. Город ее Ефес в "Апокалипсисе" назван, туда Бог отправляет послание.

***

Далее все персонажи потихоньку начинают подтягиваться к авиабазе, согласно предсказанию.

11.JPG
Трое, очевидно, не восстанут, а полетят по воздуху. Человеческие "Ангелы Ада" уже выбыли, но 4 Всадника мчатся. А еще тут мы, читатели, начинаем догадываться, что у нас же в наличии еще одна четверка (Адам и 3 его друга), и это число совпадает с количеством Всадников не просто так.

***
4 Всадника подъехали к авиабазе.

"Совсем не так, парни, я все это себе представляла, — сказала Война. — Неужели я ждала тысячи лет лишь того, чтобы повозиться с какими-то проволочками? Такую перспективку не назовешь впечатляющей. Альбрехт Дюрер не зря тратил время на апокалиптические гравюры, уж я-то знаю".

Речь идет о дико популярной серии Дюрера, созданной им в 1496—1498 годах. Там 15 листов. Всадников изображает вот этот.

Опознайте конкретных Всадников по атрибутам (весы, меч, лук+венец). Смерть еще не скелет, а полуразложившийся труп (самая ближняя к нам фигура)


Они думают, как войти на авиабазу, штурмовать или как.

  • "I thought there'd be trumpets," said Pollution. (Я думал, тут должны быть трубы)

  • Филиппов: "Мне казалось, что кто-то должен вострубить, – голос Загрязнения был еле слышен".

  • Юркан: "А я думал, что мы задействуем трубы, — сказал Загрязнение".

Первый вариант перевода правильный, второй нет. Четыре Всадника не трубят во время Апокалипсиса. Это работа совершенно других персонажей. Сначала трубят 7 ангелов, и происходит от этого 7 казней (типа падение метеоритов, обращение воды в кровь и проч.). Потом, и это уже не по "Апокалипсису", а по другим св. текстам, вострубят ангелы (другие?), и мертвецы начнут вставать из могил. Однако в данном эпизоде, я думаю, намекается еще и на эпизод из истории Иисуса Навина, когда стены Иерихона пали от звука труб.

Воскрешение мертвых. Миниатюра 15 века


Далее Всадники рассуждают: "Разве мы не должны были встретиться… кое с кем? – спросила Война. (...) Знаете, я тоже никак не ожидал, что это будет где-нибудь в таком месте. Я думал, это будет в большом городе, скажем. Или большой стране. Может, в Нью-Йорке. Или Москве. Или в самом Армагеддоне" и т.д.

Это авторский креатив.
Вообще, обратите внимание, что касается Всадников, все, что после вручения им посылок – уже не по книге "Апокалипсис". В ней Всадники встречаются только единожды, в главе №6: они просто возникают после снятия печатей, получают атрибуты и власть. И все. Исчезают. После этого еще  будет бедствий и царства Антихриста примерно на 1000 лет в остальных главах. В финальной битве они не упомянуты, с Антихристом встретиться не должны.

Просто  Всадники такие классные, что авторы тут их сделали сквозными персонажами всего разворачивающегося Апокалипсиса, в современной версии. На первый взгляд, Пратчетт-Гейман поступили, как большинство авторов масс-культуры, черпавших вдохновение из книги "Апокалипсис" (кроме Джонни Кэша). Они сосредоточились на тех харизматичных персонажах книги, которые идут в ее начале – на Всадниках. Дальше будут еще куча обаяшек, та же Блудница, например, но культовыми в поп-культуре стали именно они. Но эти писатели не стали брать прочих не из лени (как мы видим, они читали "Апокалипсис" внимательно, включая последнюю главу №22), а просто чтобы не создавать избыточность, чтобы мы не запутались среди других инфернальных сил.

***

Помните, я говорила про пародирование 4 Всадников? 4 погибших байкера были пародией. Теперь второй заход, уже методом отзеркаливания, который и позволяет победить. Мальчик Адам (уже почти не Антихрист) создает своих собственных 4 Всадников из себя и своих юных друзей. Для этого он ищет атрибуты: "Видимо, нам кое-что будет нужно. Нам нужен меч, а еще корона и весы".

И недаром они велосипедисты, тоже, в своем роде – байкеры, только экологичные.



Предстоит настоящая финальная битва. Только не между райскими силами и адскими (во главе с Антихристом), а между инфернальными Всадниками (плохими, пусть возможно и "от Бога") и человеческим отрядом (во главе с Адамом, носящим имя Первочеловека).

***
Опять пройдусь по переводчикам. Юркан переводит, как в оригинале:
"Кроули воспрял духом. Это уже входило, если можно так выразиться, в область его компетенции. Он вытащил руки из карманов, поднял их, как Брюс Ли, и улыбнулся, как Ли ван Клиф".

Филиппов заменяет Ли ван Клифа на Гэри Олдмана.
Ну камон.

Так Ли ван Клифф улыбается.


***

"Адам поглядел наверх. В каком-то смысле над головой был только чистый воздух. В другом смысле, отсюда и в бесконечность стояли, ряд за рядом, воинства Рая и Ада, крыло к крылу. С близкого расстояния и при соответствующей подготовке можно было даже отличить одних от других".

Откр. 19:19: "И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его".

Кадр из японской манги (?) High School DxD
High School DxD.JPG

***

Дальше Всадники сталкиваются с друзьями Адама. У первых подлинные меч, весы, венец. У детей – аналогичные атрибуты, сооруженные из палочек и веревочек. Столкнувшись, игрушечные атрибуты втягивают в себя Всадников (трех, кроме Смерти). Это все авторская отсебятина, как вы понимаете, я останавливаюсь на этом, лишь чтобы проследить судьбу атрибутов, взятых из книги "Апокалипсис".

Адам остается один на один со Смертью. У того, волей авторов, оказываются черные крылья, и так мы узнаем, что он тоже все-таки ангел. (Возможно Азраил. Он не из нашей оперы, но для общего развития, вот, указываю вам).



Финал романа и сериала слегка различается: в сценарии сгладили все неувязочки и объяснили странности. Но далее продолжать не буду, потому что с аллюзиями на книгу "Апокалипсис" мы закончили на сцене, где появляется воскресший почтальон и собирает три атрибута Всадников с помощью больших металлических щипцов в большую коробку.

***
Подытоживая мои ощущения от переводчиков, раз уж я столько перелопатила:
Вербицкого вообще не брать. Юркан и Филиппов равноценны, не могу сказать, кто лучше.
Юркан более аккуратна и дотошна, буквалист.
Филиппов иногда осовременивает, лепя странную отсебятину. Зато он более вдохновенен и талантлив, это реально чувствуется. Лучше шутит переводные шутки. Косячат оба, но в разных местах. Так что можно читать по очереди и сравнивать.

Конечно, нужны новые переводы. Причем с большим количеством сносок. Многие шутки, в особенности ссылки на кинематограф 1970-х годов, совсем утратили актуальность (опознали про фильм К. Рассела "Дьяволы" 1971 года, например?).

(А сериал, скажем, наполнен пасхалками и отсылками к "Доктору Кто", которые тоже понятны лишь избранным).



КОНЕЦ

Хотите понимать истоки современной культуры еще лучше — покупайте мою книгу "Апокалипсис в искусстве" (на Озоне)
Tags: апокалипсис порционно, кино, книги
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments