Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Матрос и шалава в картинах и рисунках

Весьма популярная тема в европейском искусстве, своего рода наше "инь и янь". Без особой, правда, тонкости, куда нам до азиатов в этом деле, зато женственность и мужественность из картин на эту тему действительно так и прут, так и прут, никуда не скрыться, тестостерон сочится.



Paul Cadmus, Sailors and Floosies, 1938. Обратите внимание на раму, она специально будто граффити изрисована - авторская концепция, оч. крутая идея, особенно для той эпохи.


Хотя в реальности проблема взаимоотношений моряков, долго пробывших в изоляции, с женщинами на берегу, насчитывает не одно тысячелетие (собственно, именно ей и посвящена "Одиссея", если вдуматься), в искусстве долгое время ее игнорировали. Уж не знаю, что там было с открытками, продававшимися из-под полы, а в высоком искусстве наша тема была дозволена сперва лишь как иллюстрация литературных произведений.



Развернулись художники на эту тему в ХХ веке, эпоху, когда искусство вообще стало разнузданным -- и поэтому тема платной любви перестала быть табу.

Самые жуткие хари и позы, пожалуй, на работах немецких экспрессионистов. Литографию Отто Дикса "Matrose und Mädchen"  даже выкладывать не буду, и без того робот яндекса меня презирает и почти игнорирует. А вот подробности этого рисунка, надеюсь, машинный разум не разберет.

Georg Scholz, Сентиментальный моряк,, 1921


О, вот нашла работу Отто Дикса с матросами, на которой женщины прикрыты (поверьте, это было нелегко). Это все произведения 1920-1930-х годов, немецкий экспрессионизм, эпоха, когда люди сходили с ума.

Otto Dix, «Удовольствия моряков», 1923


Ну ладно, вот вам Отто Дикс нецензурный или страшный.

[Нервным не смотреть]












Весьма распространенным был похожий сюжет в советском искусстве первых послереволюционных лет (в том числе и в поэзии), о чем я ранее подробней рассказывала здесь. Однако к нашей теме эта группа произведений относится по касательной, ибо революционные барышни тут явно по любви с матросиками, а не по работе.

Борис Кустодиев. "Матрос и милая", 1921


А вот как раз про советскую профессионалку, от графика В. Лебедева (автора знаменитого плаката "Работать надо, винтовка рядом"). Впрочем, я не уверена, что это произведение с сайта какого-то европейского аукциончика - не современная подделка; что-то не нравится мне ее стилистика.

Vladimir Vasilyevich Lebedev - Dirne mit zwei Matrosen, 1922. http://www.auctioart.de


Бывает и просто красивое, без социального обличения и насмешки. Вот такой легкий кубизм.

Андрэ Лот. Моряк и женщина с Мартиники, 1923


А вот эта картина "The Fleet's In!" в жанре социальной сатиры вызвала реальный скандал. Американский художник Кадмус выставил ее в 1934 году и она вызвала невероятную ярость военно-морских чиновников. Им не понравилось, что морячки показаны пьющими, в компании явно стремных баб, да еще подозрительно обнимающимися между собой. Картина была снята с выставки в Коркоранской галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. И в следующий раз ее показали публике только в 1981 году! Кадмус тему морячков вообще любил (см. первую илл. в тексте).

Пол Кадмус. "The Fleet's In!". 1934


В сюрреализме все было не так откровенно: с первого взгляда картину Сальвадора Дали и не разгадаешь.

Сальвадор Дали. "Венера и моряк", 1935


У него еще две картины с таким названием. Правда, круто загнул?



Мне нравится, как тут надо разглядывать мужской силуэт.



Кажется, пик интереса приходится на тридцатые, а после войны как-то уже всем не до этого.

Ну а в наше время к этой теме почему-то обожают обращаться художники-примитивисты (только я картины с такой интонацией не люблю, хотя порой они забавные).

Владимир Любаров. Матрос и дама, 1997



Что примечательно, и в Штатах тот же самый примитивисткий юморок, та же стилистика.

Beryl Cook. Sailors and Sweethearts



Для ценителей жанра - танец морячков в жанре мюзикл из фильма Братьев Коэнов Hail Caesar (ссылка на ютуб)
Tags: переезд старых постов, телесный низ
Subscribe

Posts from This Journal “переезд старых постов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Вам немножко в коллекцию - драка моряков с военными в клубе и "с девушками" из 1941 Спилберговского:

Очень романтическая тема. Здесь ещё https://grumblerr.livejournal.com/119793.html
Сюда же Jan Sanders
Второй художник-маринист после Айвазовского! %))

algarphoto

1 week ago

acat

1 week ago

algarphoto

1 week ago

virginian

1 week ago

algarphoto

1 week ago

virginian

1 week ago

algarphoto

1 week ago

Лебедев, 1922 год, оч сомнительно. У бляди на пузе серп и молот со звёздами намалевать - это немного слишком для тех времён. ЧК могли не понять и шлёпнуть. В те годы даже без "троек" обходились.

А Jan Sanders, да, прекрасен. Всё, что касается морской жизни 1970-80 годов у него прям с техническими подробностями %)) Им учебники надо иллюстрировать.
Как раз в 1922 война закончилась, жестокостей поубавилось, жизнь стала вроде бы устаканиваться по-новому, нэп разрешили... Было ощущение, что прежние возможности сохранятся, только под серпом-молотом.

konstantin_tmp

1 week ago

Очень, очень интересно, спасибо
Хороши картинки
все картинки(или почти все) страшные...
Внезапно понравился Андрэ Лот. И третий Дали - но это не внезапно.
Инь и ян.

+1
Матчасть

А что Жерноклюев? Искусство?

Буквы на погонах не так развернуты.
От так Отто Дикс!
Задорно! Спасибо, подмотрел.
Дельфин и русалка, матрос и шалава, и далее в общем по тексту... :)))
Граждане, у меня комментарий украли, караул!
Только я хотел ещё про "моя нашептала кифара" и "матрос и гетера - отличная пара".
Наткнулся на гм продолжение тематики в масле https://ngasanova.livejournal.com/1940793.html
Что уж тут - основной инстинкт в исполнении тельняшек и перекрашенных губ. Возможно авторов полотен привлекала сама ситуация непосредственности и отвязного естества, без всех этих жеманных: "а послезавтра сходим в оперу!" =)
Картины как бы призывают и к самоонализу, поискать дно в сюжетах, в себе, художниках ... =)
спасибо за отличные картины. Щольц — особенно понравился.
Я верно понимаю, что Кадмус в "Моряках и шлюхах" имитировал стену, на которую повешена картина по композиции стилизованной под живопись Ренессанса?
Спасибо.
В ленте первый Кадмус показывается без рамы, почему-то.
Ну вот, а говорят бодипозитив навязали нам феминистки лесбиянки.
О чем Вы)) где тут боди (прости Господи) позитив?

jedirani77

1 week ago

mik3000

1 week ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →