Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Categories:

Тупые аллегории

В продолжение разговора о Персее с головой МакДональда: мы, существуя во вселенной, где клоунов у зданий фаст-фуда — полным полно, и зная, что статуя стоит в Италии, легко считываем месседж. Он, например, про то, что итальянцы ненавидят американскую массовую культуру, в особенности в области кулинарии.

Как же это знание поможет нам во время посещения музеев классического искусства?




А потому что в некоторых древних жанрах, особенно в аллегорическом, оно работает ровно по тому же принципу.
Проблема в том, что мы, люди 21 века, просто не понимаем вот тех подтекстов, которые для автора и современного ему зрителя были совершенно очевидны.

Например, в чем смысл данного портрета, может догадаться тот, кто знает легенду про Римское милосердие, о которой у меня было в "омерзительном искусствоведении". Знающий данную историю современный человек может понять смысл картины. И примерно интерполировать, насколько нежным и трогательным казался этот портрет в эпоху классицизма.  Для остальных он покажется диким.

Б. Краффт. Портрет графа Хартига и его жены Элеоноры в образе "Римского милосердия". 1797


Картина Рембрандта «Блудный сын» кажется нам шедевром, потому что мы знаем щемящую и трогательную историю.  Достраиваем восприятие из головы. Его же «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» производит меньшее впечатление, потому что обычный человек видит, что просто каких-то трое сидят за столом. А иудей сразу поймет, что это про Пурим и спасение его народа: уровень понимания и, следственно, эмоций -- совсем другой.

Вот здесь голая тетенька с веником выбирается из колодца.


Эрудированный человек не ржет: это «Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества» работы Жерома.

Вот тут, у Лорена де ла Ира, две тетеньки целуются.



Нет, это не пропаганда нетрадиционных отношений. У дамы в синем меч и весы, значит, это Фемида, аллегория Правосудия. У дамы в коричневом - горящий факел, который она тушит об доспехи. Картина называется  «Поцелуй Мира и Правосудия». Это из Псалма №84: "Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются". Картина, чей смысл угадайте теперь какой, написана в честь окончания французской гражданской войны - Фронды.

Тот же сюжет у Тьеполо.



Винсент Селлаэр, 1530


Дяденька на этом портрете голый до такой степени, что лобковые волосы торчат. Почему супер важного человека так нарисовали?


Это Андреа Дориа, генуэзский флотоводец. У него трезубец, он -- воплощение бога Нептуна, владыки морей.

У Дюрера это не портрет бомжихи в теплом климате.



А аллегория Алчности.

Папа заказал портрет своего сына в образе Ганимеда, похищаемого орлом. Это не потому, что мальчик стал жертвой педофила-отца, и тот этим хвастается.



Есть шанс, что ребенок к этому моменту просто уже помер. И скорбящий отец таким образом изобразил, как душа ребенка возносится на небо, безо всяких гомосексуальных подтекстов.

О шедеврах (которых по сравнению с основной массой картин примерно 1%) нам просто обычно рассказали, о чем они. Что они символизируют, что означают. И это знание смешивается с нашим визуальным восприятием при взгляде на знакомое полотно.



Если не рассказали, о чем это -- приходится сложнее, прежде чем испытать эмоцию надо напрячься, и проанализировать картинку мозгом.



Выше - "Отравленные газами", 1919, Дж. С. Серджент.

***
Именно поэтому меня весьма печалит, когда мне пишут: "знать, о чем картина -- совершенно не обязательно. Достаточно просто посмотреть на нее и понаслаждаться красотой".

Это совершенно не так. Знать, что происходит на картине, и что произойдет дальше, обязательно для полного наслаждения.
Иначе никогда не понять, почему все Мадонны всегда печальны.



***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной для предзаказа.


Tags: теория
Subscribe

Posts from This Journal “теория” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 180 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →