Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Истерн про Рериха, костюмная драма про Серова и детектив про Кипренского

Биографии наших живописцев дают потрясающий материал для сценариев. Но никто им не пользуется.

Открыла вчера свой давний список биографических фильмов про великих художников, и призадумалась.  Что-то на общем фоне у нас так бедно с кинолентами, посвященными отечественными живописцам. Перечислять практически нечего, снято 3-4 фильма: "Андрей Рублев" Тарковского, "Василий Суриков" 1959 года и украинский фильм "Этюды о Врубеле" (1989) года по сценарию Параджанова. В 2014 году еще  Александр Митта снял ленту "Шагал - Малевич" (Плюс советские республики делали о местных -- Пиросмани, Чюрленисе и т.п.)

А на Западе как размахнулись! По списку фильмов легко вычислить лидеров по распиаренности: 7 фильмов о Микеланджело, 6 о Караваджо, 8 о Рембрандте, 9 о Гойе, около 12 -- о Ван Гоге! Сразу понятно, о каких художниках ходят легенды. А легенды, между прочим, ведут не только к повышению узнаваемости фамилии, но и к повышению потоков туристов в музеи и храмы, где можно увидеть работы означенных товарищей, росту продаж сувенирной продукции с их репродукциями. То есть - к повышению прибыли, росту валового продукта государства.



Поэтому призываю Фонд Кино вложиться в следующие сценарии о русских художниках (примерно накидываю заявки):

  • Орест Кипренский, обвиненный молвой в убийстве своей итальянской натурщицы, мечется по Риму. Ему не приходит в голову искать настоящего убийцу, тонкая артистическая натура на грани срыва. Работник русского посольства, по указанию начальства, тихой сапой пытается разобраться в преступлении и пишет рапорты в Петербург. А оно ужасно: женщину не просто убили, ее обернули в холст, облили скипидаром и подожгли. В это время любовница Брюллова, французская натурщица, бросается с моста. Все это надо снимать под эмоциональную романтическую музыку классических композиторов, много скрипки. Полумрак и багровые драпировки.

  • Валентин Серов пишет очередной портрет блестящей аристократки, испытывая к ней глубокое отвращение. Она это замечает, и из принципа решает вскружить ему голову, пренебрегая тем, что дома художника ждет прекрасная добрая жена и шестеро по лавкам. Глядя на ее повадки светской львицы Серов разочаровывается в людях еще больше и порывается вообще бросить портретную живопись. Но встреча с княгиней Зинаидой Юсупова, умницы с лучезарными глазами, в блестящих интерьерах дворца в Архангельском, возвращает ему веру в то, что за деньги все-таки стоит продолжать работать. Ироничный, но светлый и солнечный фильм, полный великолепными женскими платьями, кружевными зонтиками, широкополыми шляпами, интерьерами в стиле модерн. (Жена Серова при этом все время ходит в коричневых платьях с высокой шеей и спрашивает мужа "что же ты уже 15 лет не пишешь моих портретов". Или не спрашивает, а просто смотрит молча).


  • В полицию обращаются работники сумасшедшего дома. Они говорят, что у них на госпитализации какой-то бомж, утверждающий, что он художник Федотов. Разумеется, это не может быть истиной, однако они просят установить его истинную личность, ну, просто для удобства документооборота. Выясняется, что это действительно Федотов. Незадолго до того, как попасть в больницу, он ходил по всем своим знакомым и в каждом доме сватался к незамужним девицам, купил гроб и примерял его по размеру к себе. Финальная часть ленты (душераздирающая), посвящена его последним дням в палате, воплям, всхрипам и мучениям.

  • Давид Бурлюк, в молодости буйный футурист (см. сцену с боди-артом из экранизации "Хождений по мукам" А. Толстого), теперь серьезный остепенившийся муж и отец, любящий хорошо покушать и качественно сшитые костюмы. Тем не менее, на дворе 1918-й, и его хотят расстрелять. Сломя голову, держа в каждой руке по чемодану и по мелкому потомку, он бежит из Москвы -- но в направлении, противоположном общему эмигрантскому потоку. Через Уфу, Урал, Сибирь, он добирается до Тихого океана, везде работая, как проклятый, и штампуя хорошо продающиеся авангардные картинки. В 1920 году переплывает в Японию. В 1922 году переплывает в Штаты. Последняя сцена: вместе с женой изрядно схуднувший Бурлюк обставляет свой новый дом и кладет в лед в высокий стакан. Весь фильм снят под музыку, соответствующую эпохе -- ранний американский джаз 1920-х годов, иллюстрирующий безумное бегство, осмотрительность и сообразительность.

  • Художник Василий Тропинин -- все еще крепостной. Надвигается Наполеоновское нашествие. Хозяин вызвывает его в Москву, где вдумчивый Тропинин обеспечивает благополучную эвакуацию всего имущества на подводах. (Тут надо визуалку а-ля "Унесенные ветром" с горящей Атлантой). Спустя несколько лет ему удается выкупиться из крепостной зависимости, однако жена и дети -- все еще в кабале. В 1823 году ему удается их освободить: милые семейные посиделки за чаем, седая старина Москвы. UPD: Про Тропинина нужна love story - его жена была рождена свободной и стала крепостной, выйдя замуж за него. (...)  Потом смерть жены, апатия и смерть художника.

  • Илья Репин бросает жену и детей и уходит к вегетарианке и феминистке, некрасивой, курносой и пухлой. Поселяется в ее доме в Финляндии и обожает писать ее в голом виде. Спустя несколько лет она смертельно заболевает и уезжает в клинику в Швейцарию тихо умирать. Всем пофиг, Репин ее не провожает (подробно тут). Щемящий трогательный фильм, снятый через фемоптику, с размытыми сценами и долгими паузами.

  • Про Рериха надо снять шпионский боевик про его поездку в Тибет по поручению ЧК, в духе "Неуловимых мстителей", с модными кожанками и буденовками, наганами и революционной музыкой. UPD: Сиквел -- в истерне про Рериха должно быть ещё противостояние с фон Унгерном. Притом постепенно выходящее в борьбу на мистическом уровне, с привлечением всяких восточных сущностей

  • Надо ж и имперского куртуазного? Художник Дмитрий Левицкий попадает в Смольный институт и в его залах пишет серию портретов девочек-воспитанниц. Параллельно разворачивается какой-нибудь роман Екатерины Великой со стройным адъютантом на 20 лет моложе. Все очень игриво, напудренно, парча, атлас, бриллианты, звучит музыка Гретри и Моцарта. Эффект театральности и постоянных смен декораций.

  • Художник Николай Фешин сбегает из голодного послереволюционного Петербурга. Сидит в голодной Казани. С помощью американского Красного креста его вывозят в Штаты. Он оказывается в Нью-Йорке и становится модным портретистом у местных миллионеров. Он зарабатывает кучу денег и из-за испортившегося здоровья уезжает в Нью-Мексико. Там он строит себе великолепную фазенду и пишет красочных индейцев. В этот момент момент его жена, которая покорно следовала за ним во всех его одиссеях, понимает, что он ей смертельно надоел и внезапно подает на развод. Фешин оставляет ей любовно построенный дом (мексиканская фазенда в духе Талашкино) и уезжает в Калифорнию. В американских сценах появляются Ильф и Петров, гостившие у них во время собирания материала для "Одноэтажной Америки". Фильм при этом не "бендеровский", а скорее смесь "Крестный отец-2" (с ретро сценами) и "Великого Гэтсби".

  • Чехов описывает очередной роман Левитана с замужней дамой в своем очередном бестселлере. Левитан хочет стреляться с ним на дуэли. Два солнца русской культуры еле спасены усилиями друзей (Снимать лирично, в духе "Неоконченной пьесы для механического пианино" и "Жестокого романса")

  • Считаю величайшим упущением, что в киноматографе до сих пор не воспета балерина Ольга Хохлова, одна из немногих женщин Пабло Пикассо, которой он не сожрал душу! Лента начинаться должна в атмосфере "Русских сезонов" Дягилева, по кадру должен ходить он сам, Бенуа, Бакст, Кокто, Гончарова и прочая тусовочка.

ВСЕ ФАКТЫ ПРАВДИВЫ

Предлагайте ваши варианты сценарных заявок из жизни русских художников (тоже на основе правдивых фактов, разумеется).

UPD:

  • "Верещагин" - военно-морской боевик, Средняя Азия, осада Самарканда, Индия, Тибет, до Порта-Артура с гибелью на "Петропавловске" вместе с адмиралом Макаровым

  • Сериал "Передвижники". Там и интриги, и производственная драма, и много ярких персонажей со сложными взаимоотношениями, и картины России на рубеже веков.

  • В силу фантастических обстоятельств Васнецов периодически выпадает из реальности в былинно-сказочный мир, где обладает магией оживлять нарисованное им, периодически возвращается в реальность и пишет. По сюжету былинный мир не без содействия художника постепенно принимает христианство, Васнецов переключается на религиозные мотивы. Сложный микс из разных реальностей и эпох снятых разными камерами. Сначала зритель думает что у художника видения и сны, но постепенно сказочный мир начинает обретать реальность, а под конец зритель путается какой мир выдуман. Сам Васнецов остаётся в сказке, в Москву отправляет оживлённый им автопортрет. Общая стилистика комиксовая: миры в опасности, Васнецов в роли Гендальфа (а ведь похож), стычки богатырей, монстры, мировое Зло, магия — подросткам должно зайти.

  • Сериал про русских футуристов - через историю Матюшина-Гуро, или через биографию Бенедикта Лившица . Можно прямо его "Полутораглазого стрельца" экранизировать, поднакрутить там всякого. Чудо прелесть и очень драматично. Обязательно- постановка оперы "Победа над солнцем", саундтрек был бы бомбический.

  • Контрразведка: Кандинский и его германская невеста. Переписка через линию фронта, и тд. Музыка маршевая

  • Венецианову постоянно снятся сны о Венеции, как своей утраченной родине. Накатывает, как из параллельного мира. А в этом мире он постоянно пытается воссоздать свои сны - из имеющихся под рукой крестьян и гумнов. Или гумней. Или хрен его знает как это склоняется. Делает у себя в поместье аналог Академии венецианской. Опять из крепостных.
    А все вокруг считают его безобидным сумасшедшим. Он наконец это понимает, садится в повозку и уезжает в Венецию, лошади несут, ну, и финал, в итоге. Все это подается как невозможность построения Италии в России. Фильм, в котором теряется грань между настоящим и воображаемым. примерно как в "Фанни и Александре".



***
Ранее по теме:
Музей шедевров, которых у нас никогда не будет: как бы рисовали художников в нашей исторической живописи

Tags: дюже сомнительное литературоведение, кино
Subscribe

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

sprinsky

September 9 2019, 05:16:16 UTC 3 months ago Edited:  September 9 2019, 05:27:08 UTC

Верещагин - военно-морской боевик, Средняя Азия, осада Самарканда, Индия, Тибет, до Порта-Артура с гибелью на "Петропавловске" вместе с адмиралом Макаровым
Алексей Леонов - с первым выходом в космос
"Время первых" уже сняли. Правда там Леонов картины не рисовал, но про "рисовал" тоже есть художественный фильм. "Большое космическое путешествие". Там в концовке он как раз пророчит не отходя от мольберта.

shakko_kitsune

3 months ago

triz_wiz

3 months ago

twincat

3 months ago

mzz_tt

3 months ago

Я не поклонница кино, но вы так описываете, что хочется посмотреть их все, боже мой)))
Тарас Шевченко - талантливый поэт и художник, но крепостной. Обращает внимание художников-передвижников и с помощью их покровителей выкуплен из "рабства". Но он не остается в "долгу", срывает с них покровы и он уже каторжник в пустынной казахской местности на берегу Каспия и мечтает, чтоб его похоронили на Украйне милой.

shakko_kitsune

3 months ago

Как представил себе, что из этого наделают наши ятаквижу и игроки лицом... ((

Валентин Серов - Зинаида Волконская?

Наверное, Юсупова имелась в виду.

shakko_kitsune

3 months ago

Ну про Шагала надо нормальный полукомедийный лирический во французском стиле с "еврейскими штучками" . Детство в ортодоксальной витебской семье. Пейсы, шляпы, солёная рыба... Разрыв с отцом, любовь, эксперименты. Попытка встроиться в советскую тему свободы и полёта творчества. Синие коровы на коммунистических плакатах. Мрачный антипод - Казимир - со своими геометриями изгоняет его с малой Родины. Париж, всеобщее признание... и пронесенная сквозь всю жизнь любовь к своей единственной Белле, а вокруг летающие козы, крылатые часы, коровы со скрипками...

Да!! И немного надрыва. Не страшного

sulfid

3 months ago

eugene_tsypin

3 months ago

Сериал Передвижники. Там и интриги, и производственная драма, и много ярких персонажей со сложными взаимоотношениями, и картины России на рубеже веков.

беру

Я насмртрелась отечественных байопиков и... пусть лучше пока вообще не снимают.
Буквально на прошлой неделе открыла для себя, что Серов - совсем не то, чем мне представлялся, запланировала найти что-нибудь про него почитать. Если есть... Оять же.

а чем он вам представлялся?

frometta

3 months ago

Дык, Крамской рисует Незнакомку :)

А по Тропинину - совершенно же диккенсовский характер, кротость и смирение.

Венецианов - сидит в своем поместье, рисует античность с помощью своих крестьян. Стену сарая вырубает. Берет и учит крепостных. Потом Сорока повесится (в реальности, он, вроде повесится после смерти Венецианова, но тут можно реальность подкорректировать для показа того как страшна жизнь)

Левицкий еще и масон к тому же - вполне к сценарию подойдет
недостаточно ярко, расширьте ваши сценарные заявки

oshanbo

3 months ago

shakko_kitsune

3 months ago

oshanbo

3 months ago

Жена Серова должна писать оперу. В знак протеста, чтобы доказать, что она тоже творческая личность.
Опера выходит плохо, от чего Серова страдает ИСТЧО больше.
оперы писали его родители, мама причем тоже

o_aronius

3 months ago

zodchiy_rossi

September 9 2019, 07:06:26 UTC 3 months ago Edited:  September 9 2019, 07:09:07 UTC

Юный ученик худшколы Ш. бритовкой вырезает иллюстрации из библиотечных книг. За что изгоняется из стен. Библиотеки и худшколы. Уехав на Запад долго и вдохновенно рассказывает о гонениях кровавой гэбни на свободный талант. Но в глубине души он страдает, его мучит совесть. Занавес (железный) падает. Герой возвращается на родину, припадает. Находит старую библиотекаршу, кается, плачет. Дарит библиотеке утраченное. Рыдают все. Дальше Петр, сфинксы, фарфоровый завод, мыши карлики, носы....по 15 тыр. Где тут суть? Да , собственно, везде. :))

Все совпадения - случайны. Это вымысел, и ничего такого не было.
Про Борисова-Мусатова можно снять, как раз в стиле его работ. Грустно-лиричный такой.

Ну и про Петрова-Водкина - как он через сферическую перспективу к Богу шёл.
интересно, расширьте подробнее

medved_kuznets

3 months ago

sulfid

3 months ago

Сергей Зеньков

3 months ago

Куинджи приходит к Айвазовскому просится в ученики - а тот его отправляет красить заборы
а дальше что? подробней

artimage_su

3 months ago

andrey_zorin

3 months ago

twincat

3 months ago

andrey_zorin

3 months ago

В силу фантастических обстоятельств Васнецов периодически выпадает из реальности в былинно-сказочный мир, где обладает магией оживлять нарисованное им, периодически возвращается в реальность и пишет. По сюжету былинный мир не без содействия художника постепенно принимает христианство, Васнецов переключается на религиозные мотивы. Сложный микс из разных реальностей и эпох снятых разными камерами. Сначала зритель думает что у художника видения и сны, но постепенно сказочный мир начинает обретать реальность, а под конец зритель путается какой мир выдуман. Сам Васнецов остаётся в сказке, в Москву отправляет оживлённый им автопортрет. Общая стилистика комиксовая: миры в опасности, Васнецов в роли Гендальфа (а ведь похож), стычки богатырей, монстры, мировое Зло, магия — подросткам должно зайти.
Туда же и Билибина

the_samian

3 months ago

shakko_kitsune

3 months ago

Про Тропинина нужна love story - его жена была рождена свободной и стала крепостной, выйдя замуж за него. В конце концов, он получает свободу, жена и сын остаются крепостными ещё несколько лет. Потом смерть жены, апатия и смерть художника.
добавляю
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →