Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Смерть топлесс: Самоубийство римлянки Порции

Продолжаем изучать, как отличить одну даму, умирающую с голой грудью, от другой. В очередной раз нам придется окунуться в дебри древнеримской истории, а также в фантазии барочных холостяков (почему-то именно этот период особенно увлекался кровавыми декольте).

Итак, в первом веке до н.э. жил-был Марк Порций Катон Утический Младший, который очень гордился своими предками, в том числе прадедушкой Марком Порцием Катоном логично Старшим, который умудрился сформулировать мем, вспоминаемый и в наши дни («Карфаген должен быть разрушен!»). У М.П.К. Младшего была дочь, названная "Порцией" (родовое имя).

Пьер Миньяр. "Самоубийство Порции", 17 век



Порция была женщиной несгибаемой... "Несгибаемая Порция" -- вообще не очень гордо звучит по-русски, особенно если вслух читать, но тут это слово необходимо.
Ведь наше сознание на самом деле так замусорено образами всяких Мессалин и Агриппин, развратных и властолюбивых римлянок, что как-то забывается, что нормальная римлянка из аристократии вообще-то следовала другим образцам. Обычно рекомендую для камертона вспоминать о самурайской Японии и Кавказе: невероятная гордость, в том числе фамильная, труднопонятное для нас чувство чести, поразительная легкость на подъем, ежели  надо совершить самоубийство, отношение к женской непорочности, как к фетишу, но при этом сама женщина -- собственность. В этом смысле Порция была образцовой римской матроной.

Муж у нее был Брут, тот самый заговорщик, который Цезаря убил (тоже из чувства гордости за Республику). Он ее, говорят, очень любил, ради нее развелся с женой и ослушался просьб матери не жениться. Друг другу они приходились двоюродными.

Микеланджело. "Брут" (вымышленный портрет)


Однажды она увидела, что Брут ходит по дому какой-то замученный, загруженный, в тяжких раздумьях. Поскольку программистом он не работал, то Порция не имела привычки не приставать к нему в подобной ситуации. И спросила прямо: "Что случилось?"
А Брут к тому времени, с прочей либеральной римской тусовочкой, уже составил заговор по убийству Цезаря. И очень это его занимало. Жене же он рассказать об этом не мог -- "потому что баба". Проболтается точно!

Чтобы убедить любимого супруга в том, что она -- кремень, сила воли -- железная, и точно не проболтается, Порция поступила прямо как советский гопник.
Воткнула ножик себе в ногу, дала недоверчивому посмотреть, как кровь течет, потерпела-потерпела боль, и говорит: "Смотри, какая я терпеливая! Что вытерпеть могу!"

Элизабетта Сирани. "Порция пронзает свою ногу". 1664


Впечатленный этим подвигом жены Брут незамедлительно рассказал ей все подробности о заговоре и небось даже огласил список заговорщиков. Супруга немного опешила, наверно, сначала, но потом, как положено правильной римской матроне, всецело стала на его сторону.

Эрколе де Роберти. Брут и Порция. 1490


Порция, как дочь другого видного либерала, Катона Мл, и праправнучка Катона Ст., еще и стала мужа периодически попиливать голосом Новодворской: "Что же вы Цезаря-то все не убьете никак? Давно пора же! Вас только за смертью посылать! И то явно не за цезаревой, ха-ха!"

Однако ж вот наконец наступили мартовские иды, наступили и прошли.
Группа политиков в коридорах Государственной Думы накинулись на бедного главу государства и свально его зарезали.

У. Х. Салливан. "Убийство Цезаря". Ок. 1888


Напомню кстати старинный программерский анекдот:
"Около 60 человек сговорились заколоть Юлия Цезаря. В итоге на его теле нашли только 23 ножевых ранения. Это доказывает, что и тогда большинство участников групповых проектов предпочитали сачковать".

Смерть Цезаря. Фреска в Castiglione del Lago Palazzo della Corgna


У Цезаря было много сторонников и наследники, включая весьма предприимчивых Марка Антония (ах, как его Пьюрфой сыграл! А Брандо душечка!) и юного Октавиана Августа, в котором внезапно вскрылось куча наследственных политических и тактических талантов. Началась большая гражданская война, не буду грузить вас подробностями.
Наши победили.

Порциин папа, Катон Мл, в боевом задоре сбежал аж в Африку, в город Утика (на территории современного Туниса). Но и там его нагнали бодрые красноармейцы! Чтобы не попасть в плен и сохранить честь, Катон предпочел по древнему самурайскому обычаю зарезаться.

(Обратите внимание, к 18-19 векам мода на женские самоубийства в живописи закончилась, художники активно переключились на мужские).

Жан-Поль Лоран. "Самоубийство Катона". 1860-е


Брут с войском был в другом краю, при Филиппах (это на греческом побережье, в сторону Салоник).
Там его войско было разбито.
Он понял, что надежд больше нет никаких, и тоже покончил с собой: воткнув меч в землю и бросившись на него грудью.

"Самоубийство Брута"


Что было дальше с Порцией, мой привычный читатель уже догадался, тем более, что я в заголовке-то это написала.

Я из раза в раз повторяю, что мы очень зависим от нашего окружения, и токсичные родственники реально безобразят, уродуют нашу жизнь!
Если хочешь улучшить свое бытие, обязательно необходимо "продать козу": избавиться от того, кто постоянно маячит в твоей жизни и диктует тебе, как жить -- гундежом ли, поучениями ли, или просто добрыми родительскими советами....

Вот и бедная несгибаемая Порция изначально вляпалась. Выбора у нее в тех социальных условиях не было, семья и род сформировали ее именно такой.
Сама-то она оставалась в Риме, ей ничего не грозило. Времена еще не были такими кровожадными, чтобы женщин врагов по гражданской казнили -- Нерон и Калигула не родились еще, весельчаки-джокеры. Ее бы никто не тронул, она бы спокойно продолжала жить вдовой, растить имевшихся детей, был даже шанс не потерять фамильное состояние.

Но нет.
Она же была благородной дамой, настоящей римлянкой, с потрясающей силой воли (про ногу помните?)

Феликс Овре. "Порция показывает ногу Бруту". 19 век. Теперь вы знаете, что означает этот странный эксбиционистский сюжет


У нее и мысли не было, что после гибели отца и мужа -- можно продолжать жить. О детях своих и не задумывалась. Для Порции было очевидно, что теперь надо покончить с собой.

Проблему однако создавали адекватные родственники.
Они еще имелись в этом семействе у Порции, потому что, услышав о новостях с фронтов гражданской, вдовицу заперли в комнате с мягкими стенами и отобрали все колюще-режущие предметы, включая шпильки для волос.

Порция очень страдала. Долг перед покойным супругом ее угнетал.
(Любые другие психиатрические диагнозы ставить заочно не имею права, могут лишить врачебной лицензии. Хотя слова так и просятся на язык).

Изобретательность нашла выход: в комнате у Порции был очаг. Она набрала оттуда горящих углей и стала их глотать.
От этого и умерла.

Лука Джордано. "Самоубийство Порции", 17 век


Очаг обычно не рисуют: изображают компактную и хорошо влезающую "в кадр" жаровню с углями.
Нередко в руки Порции дают щипцы, если художник понимает, что не голыми же руками она в рот их тягала.

Пьер Миньяр. "Самоубийство Порции", 17 век


Gian Maria da Padova detto il Mosca


У некоторых художников все-таки хватало благородства не обнажать умирающую даму.
Однако вот в этой картине мне мешают служанки -- судя по сюжету, они бы стали останавливать ее, а эти как-то не парятся вообще.

Николя Прево, 17 век


А вот тут норм, свидетель пытается воспрепятствовать (голая грудь при этом в кадре все равно!)

Флорентийская школа, 17 век


Сюжет этот, впрочем, достаточно редок, и за пределами 17 века почти не встречается.

Мастерская Гвидо Рени. 17 век


Поступок героической Порции, образцовой жены и гражданки, в последующие века римской истории был воспет, несмотря на то, что на дворе стояла империя, с которой она и ее родичи боролись. Тем не менее, моральные качества были "истинно римские", и прекрасно подходили для идеологии.
Из римского канона великих женщин она проникла в искусство нового времени.
В Англии Шекспир сделал ее персонажем пьесы "Юлий Цезарь" и использовал имя для героини "Венецианского купца". Благодаря этому в Англии теперь оно встречается в мерзкой форме "Порша".

Вы теперь тоже в курсе ее иконографии, главное не перепутайте, когда она ногу режет -- это еще не самоубийство, а когда угли глотает -- уже оно.



***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной для предзаказа на лабринте

Tags: древний рим, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →