Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Весь спектр картин про море

Когда мы говорим «морской пейзаж», то представляем обычно нечто успокаивающее взгляд, со сплошной водной гладью. Однако картины, главным героем в которых являются море, могут быть совершенно разными, наполненными сюжетами и персонажами. Давайте взглянем на шесть разных жанров морских картин и узнаем шесть разных причин, зачем их писали.

Чтобы просто насладиться красотой

И. Айвазовский. «Лунная ночь на Капри». 1841. ГТГ


Для начала, тем не менее, вот классический морской пейзаж, кисти самого великого из морских пейзажистов – Ивана Айвазовского. Он написал его по свежим впечатлениям, во время своего путешествия по Италии. У подобного вида пейзажей есть собственное название – этот жанр называется «марина» (от латинского «море»).

А художники, которые на них специализируются, называются маринистами. Главная цель подобных картин – доставить зрителю наслаждение красотой, поэтому здесь в правильных пропорциях соединены блеск волны, небо с облаками и луна, которая бросает отблески на водную гладь. Изящные паруса кораблей довершают впечатление. Картина полна спокойствия. Поскольку изображено темное время суток, то полотно относится к жанру «ночная марина».

Чтобы бурлила кровь

Николас Покок. «Сдача судна "Тринидад" 17 февраля 1797 года», 1800, Королевский музей, Гринвич


Сегодня, в отличие от простых марин, этот жанр не пользуется большой популярностью среди тех, кто заказывает репродукции для украшения своих интерьеров. А вот в прежние времена он был крайне распространен – это батальные сцены на море, изображения знаменитых морских битв. Жанр этот достаточно старый – уже в XVI веке было создано большое количество картин на эту тему, в особенности после Битвы при Лепанто 1571 года, когда христиане сошлись в масштабном сражении с Османской империи. Тогда христиане победили – отсюда и поток картин, а если б проиграли, то рождения жанра пришлось, пожалуй, подождать подольше.

В следующем столетии особенной любовью такие сюжеты пользовались в Нидерландах, государстве купцов-мореплавателей, которое с помощью таких полотен воспевало свои победы на море над конкурентами.
Марины батального жанра более беспокойны – их композиция дополняется дымом от стреляющих пушек, огнем от горящих кораблей. Обломки мачт могут падать в море, а люди – брать корабль на абордаж, или пытаться спасаться на шлюпках. Впрочем, из-за масштабов людей надо искать специально взглядом – главные герои таких картин именно корабли. В таких картинах их расположение тщательно следует тому, как очевидцы описывали стратегию битвы, и каждое судно изображалось с исторической достоверностью. Обязательно хорошо прописаны флаги – ведь это картины про национальную гордость.

Чтобы отметить важное событие

Эдуар Мане. «Побег Рошфора». Ок. 1881. Кунстхаус, Цюрих


Подобные картины с изображением морских битв обычно писались художниками по горячим следам, в ближайшие несколько лет после произошедшей великой битвы. Так и продавать их было, если честно, проще. Но еще существовал исторический жанр: принадлежащие к нему полотна тоже изображали реальные исторические события, только гораздо более важные, причем часто спустя много лет, а то и в другом столетии. Поэтому так много в истории искусства произведений на сюжет «Открытие Америки» или «Петр Великий посещает корабли в Голландии».

В XIX веке художники начали реагировать и на резонансные события, увиденные ими в газетах. Так, Жерико в 1819 году написал прославленное полотно «Плот "Медузы"», повествующее о выживших при кораблекрушении фрегата «Медуза» тремя годами ранее. А Эдуар Мане посвятил примечательное полотно «Побег Рошфора» тому, как известный французский политик в 1874 году сбежал из ссылки в Новой Каледонии, куда он был отправлен за свое участие в Парижской коммуне.

Чтобы поклониться Богу

Пауль Бриль и Фредерик ван Валкенборх. «Иисус, идущий по морю Галилейскому». 1590-е. Музей Иоанна Павла II


На самом деле, древнейшими картинами с изображениями моря были не исторические, а религиозные. Действие на таких полотнах, фресках и иконах разворачивается на фоне волн, но с участием какого-нибудь религиозного персонажа, изображением чуда. Например, в искусстве Средневековья и Ренессанса достаточно много картин, где изображается какой-либо святой, -- Николай или Марк, на фоне морской стихии. Он может чудесным образом утихомиривать бурю, спасать корабли, или спасаться сам от смерти путем утопления.

Идет такая любовь к морю в религиозном искусстве еще с Нового Завета – помните, как в песне группы «Nautilus Pompilius» «Спаситель ходил по воде»? Это из Евангелий, одно из чудес Иисуса Христа, его хождение по Галилейскому морю. Другое «водяное» чудо Иисуса – это успокоение вод того же моря во время шторма. Кстати, единственный морской пейзаж Рембрандта был посвящен именно этому сюжету из Евангелия от Марка.

Чтобы посмотреть на голых теток

Александр Кабанель, «Рождение Венеры», 1865, Музей Орсе


Изучая историю искусства – не стоит недооценивать данный мотив. В сущности, желание заказчиков картин наслаждаться видом обнаженных женщин – один из краеугольных столпов всего европейского искусства. Не было бы его – тысячи художников бы осталось без работы! И, поскольку просто так смотреть на обнаженную натуру долгими веками было неприлично, в ранний период это намерение прикрывали какими-нибудь религиозными сюжетами. Один из самых популярных – рождение богини Венеры из пены морской. Все согласно мифу – родилась из волн? Вот волны! Рождаются же обнаженными? Вот она, прямо по тексту – обнаженная. Все совершенно прилично, это же античная мифология!

Количество картин, где обнаженная натура преподнесена под видом рождения – огромно. А еще рисовали, как Персей от дракона спасает Андромеду, прикованную к скале на морском побережье – разумеется, раздетую. Изображали на картинах купающихся нимф, сирен и русалок. Морские купания, которые оправдывали наличие обнаженной натуры, в мифологических картинах встречаются крайне часто.

Чтобы испытать радость жизни

Хоакин Соролья, Дети в море, пляж в Валенсии. 1908. Частное собрание


Со временем, благодаря импрессионистам, изображать людей на море, которые при этом были бы не античными богами или нимфами, а являлись обычной публикой, современниками художника, наконец, стало приличным. В обилии появились жанровые картины, на которых дамы в сложных купальных костюмах и с зонтиками от солнца сидели на пляже или заходили в море. Другой крайне распространенный сюжет – это тема, которая поистине выражает радость и счастье. В ту счастливую эпоху никто не видел в ней никакого сексуального подтекста. Речь идет об изображении детей, играющих на побережье.

В числе самых эффектных картин на эту тему – серия полотен, написанная многодетным отцом, испанцем Хоакином Сорольей. Он написал более тридцати работ на эту тему, которые сегодня крайне высоко ценятся благодаря своей искренности и красоте.

(c) Софья Багдасарова, 2018, Royal Flight

Tags: mywaymag, подборки картин
Subscribe

Posts from This Journal “mywaymag” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →