Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Category:

Кто все эти люди в «Весне» Боттичелли?

Хотя картина названа в честь одного-единственного времени года, на ней тусуется большое количество народа. Кто все эти люди?


Картина, написанная в 1482 году, хранится в Уффици (Флоренция)

Впрочем, что это я лукавлю. Во-первых, картина названа не в честь конкретного времени года весна, а в честь её аллегории. Во-вторых, изображенные тут персонажи — отнюдь не люди. А кто?


Все это персонажи античной мифологии (древнегреческой, если точнее, но на Западе их принято называть римскими именами). Это боги: две штуки из верховных, олимпийцев; а остальные рангом пониже, но тоже отнюдь не смертные существа. Итак, что они делают на этой картине? Начнем справа налево, по логике развития сюжета.

Посиневший бог занимается жестким харассментом

Это божество западного ветра, чье имя «Зефир» стало нарицательным.



Повара выбрали его имя для названия сладости, поскольку из богов четырех ветров Зефир был самым мягким, теплым. Однако при взгляде на фрагмент картины Боттичелли этот персонаж как-то не кажется таким уж и ванильным. Он тут явно суров и жесток, брови сдвинул, тужится.

Ага, по сюжету он, атакуя с высоты (крылатый же, удобно) нападает на мирно гулявшую девушку. И насильно, не спросив её мнения, делает её свой женою.

Испуганная нимфа теряет собственную идентичность

Девушку в драной тюлевой занавеске зовут Хлорида («зеленая», однокоренное слово с хлоркой). Она нимфа, то есть в божественной иерархии пониже рангом, чем Зефир, и тот этим нагло пользуется.



Он налетел, похитил, надругался и одновременно с этим процессом сочетался с ней браком. У них в Древней Греции просто с этим делом было, никаких заявлений в ЗАГС и кредитов на свадьбу.

Хлорида, как и многие другие жертвы насилия, впала после этого в состояние измененного сознания. Оно же «травматическая диссоциация». С тех пор она говорила: «Я больше не нимфа Хлорида, а богиня Флора». Античные люди понимали это строго буквально, будто она реально превратилась в другую богиню. Цветы изо рта Хлориды — символ происходящего прямо у нас на глазах перерождения.



Замужняя блондинка символизирует все самое хорошее в женщине

Итак, далее мы видим жену бога западного ветра Зефира, которая переродилась из нимфы Хлориды (уточняю, что программа картины Боттичелли сложнозамороченная, и не по каноничным античным мифам идет, а больше по авторским стихам Овидия, Тита Лукрция Карра, Полициано и бог знает еще каких эрудитов-выдумщиков).



Свежевылупившаяся богиня получила имя «Флора». Как нетрудно догадаться из ботанического именования, отвечать она стала за живую природу. Конкретно за растительность: поэтому она сплошь украшена цветами.

Они прямо расцветают там, где она наступила. Поэтому некоторые искусствоведы считают, что её надо называть не Флорой, а Примаверой (Весной), т.е. она является персонификацией.

На картине насчитали более 500 цветов, принадлежащих к 170 различным ботаническим видам.


Богиня любви работает центром композиции


В самом центре картины изображена богиня любви Венера (Афродита).

Обратите внимание на сложный композиционный ритм картины


Что она тут делает? Вообще насчет этой картины Боттичелли стопроцентной гарантии ни один историк искусства дать не может, уж больно тут сценарий запутанный. Но, скорей всего, дело в том, что прежде чем стать богней плотской любви, Афродита сначала была богиней садов и плодородия. (От плодородия в сфере растительности логический путь до плодородия человеческого, то есть совокуплений ради беременности, а потом просто так совокуплений, ради фана — путь был достаточно быстрым, полтысячелетия где-то). Поэтому богине плодородия, да и садов вдобавок, в картине про весны самое место.

Кроме того, Афродита работала и богиней законного брака. На эту ипостась указывает то, что в отличие от боттичеллиевской же "Рождения Венеры" тут она нормально одета, если не сказать — застегнута наглухо.

В подоле у Флоры, который она придерживает нижней рукой, лежит куча цветов. Другой рукой она их разбрасывает, то есть сеет весну.


Слепой мальчик работает курсором

Над головой у Венеры, своей матери, изображен пухлый пупс Купидон (Амур, Эрот), крыльями машет.



В руках у него, как и положено по уставу — лук и стрелы. Выстрел из этого лука пробуждает в сердце любовь. Если проследить взглядом, то видно, что целит он в центральную из трех девушек в следующем сегменте картины. И это, как предполагают, очень важно.

Три девицы грациозно танцуют

Девушки, одна из которых стоит к нам спиной, изображены в традиционной античной иконографии Харит. Они же Грации — это были богини грациозности, служанки и спутницы Афродиты.



Если проследить взглядом, видно, что Купидон целит своей стрелой в центральную из них. Некоторые ученые считают это доказательством того, что эта картина — такой вот свадебный портрет. И реальная невеста (флорентийка по имени Семирамида Аппиано) либо изображена в образе центральной из Граций, либо та её символизирует.

А заметили сходство с знаменитой Симонеттой Веспуччи? Не зря, невеста Семирамида была её родной племянницей по линии матери.

Впрочем, у Боттичелли все дамы похожи на Симонетту, даже не кровные родственницы.


Красивый брюнет все это игнорирует

И вот наконец мы добрались до противоположного края картины. Здесь изображен бог Меркурий (Гермес) — покровитель торговли, воровства и так далее. А еще он был богом месяца мая, что в данной концепции важно.



В поднятой руке у Меркурия — его постоянный атрибут, жезл со змеями кадуцей. Им он разгоняет тучи в небесах. Облака, кстати, так странно с нашей точки зрения написаны, полосками, что сразу и не догадаешься, что это они. (Да и сохранность у картины тут плоховата явно).



Если центральная из Граций — это невеста, то в образе Меркурия должен быть изображен жених, младший кузен Лоренцо Великолепного по имени Лоренцо ди Пьерфранческо.

Впрочем, есть версия, что картина посвящена уже на тот момент скончавшемуся брату Лоренцо Великолепного — Джулиано, и его возлюбленной, той самой Симонетте Веспуччо. Однозначно сказать ничего нельзя — уж слишком сложное задание дали художнику Боттичелли те, кто оплатил создание этого великого полотна.


***
Полный список выпусков рубрики "Шедевры от А до Я" лежит тут.

Также напоминаю любителям моего несравненного юмора и неповторимого стиля, что у меня есть целая такая книга, называемая "Омерзительное искусство". Там, правда, только про греков. Купить ее можно в бумаге, в цифровом виде и как аудиоверсия.

Мои книги на лабиринте
Мои книги на озоне
Мои книги на читай-городе

Tags: мифы, переезд старых постов, ренессанс - боттичелли, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →