Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Categories:

Скорбящий муж

Любопытная картина

«Сэр Томас Остен у смертного ложа своей супруги», художник John Souch, 1635 год, City Art Gallery in Manchester.



Что мы видим на портрете? Труп. Причем не один - а два, один реальный, другой символический. Умершего младенца символизирует колыбель, затянутая черным бархатом, на которой держит руку баронет, облокотившись на череп - символ vanitas. Женщина на кровати - Магдалина, урожденная Палтени, которая родила ему 2 сыновей и 2 дочерей, один из которых, мальчик Томас, изображен на портрете живым (слева, в платье - мальчиков тогда так одевали), а прочие, соответственно, уже умерли к 1635 году. Магдалена скончалась родами. (Что за дама в правом нижнем углу - не разберу? Пишут, что не дочь. Возможно, родственница или служанка).

Данная картина - достаточно редкий пример траурного портрета. Во-первых, потому что мужчины редко себя утруждали позированием для подобных картин. 95% изображений безутешных вдовцов в черном - женские (их дело скорбеть, а мужчины должны сражаться, им не до слез. Вдобавок, для женщины вдовий статус - почтенный, а вот мужчине лучше поскорей заново жениться). Во-вторых, потому что он совмещен с "портретом на смертном одре", который обычно тоже выполнялся отдельно и изображал одного покойника. То, что сэр Томас заказал подобный семейный портрет, свидетельствует о его глубоких чувствах к усопшей.

Отец и сын стоят рядом со столом, накрытым индийским (?) ковром со слонами, на котором лежит лютня и глобус звездного неба с созвездиями. Эти предметы - воплощают роскошь и удовольствия земной жизни, и в отдельных натюрмортах часто идут в комплекте vanitas - с черепом, чтобы напомнить memento mori. Ковры, кстати, были слишком большой роскошью, чтобы стелить их на пол, и поэтому ими покрывали столы. Рейка, которую оба живых персонажа держат в руках - radius astronomicus («астрономический радиус»), иначе называемый Посохом Якова - прибор для определения широты судна путём измерения высоты Полярной звезды или солнца. Возможно, вместе с глобусом он намекает на научные увлечения модели, но более важен аллегорический смысл этого атрибута - он означает, что скорбь нельзя измерить, а также является прямой отсылкой к Кресту, напоминающему, что вечная жизнь и спасение все-таки существуют. Таким образом, одной рукой Томас опирается на череп (смерть), другой на крест (жизнь) - балансируя, но все же находя равновесие. Все это увенчивается гербом модели, обязательным для этой, еще примитивной, стадии развития аристократического портрета (которой соответствует и дикая, почти петров-водкинская сферическая перспектива), и сопровождается многочисленными надписями, которые коварный жатый jpg рассмотреть не дает, а интернет признается только в одной авторской подписи "Джон Сауч фецит".

Отдельно стоит сказать о колористической гамме картины, которая строится на элегантном сочетании черного, белого и светло-коричневого. Единственное красное пятнышко - на гербе. Любопытно, что живые персонажи изображены в черном цвете - цвете смерти, и в левой, "начальной" части повествования картины, а мертвая женщина - большое белое ("хорошее") пятно в правой, "конечной" по визуальной линии "чтения" полотна. Возможно, подсознательно это как бы намекает, что итог все равно у всех будет один - как у покойной Магдалены. И хотя этот итог такой белый и сияющий, вскоре за ним задернется бархатный полог портьер. А вот по композиции такое расположение цветовых пятен - вполне логично и сбалансированно.

А что же было дальше с этими людьми? Упомянутая картина написана в 1635 году, пока еще в почти благополучное царствование Карла I. Магдалену, понятно дело, похоронят. Модель, сэр Томас, 1-й баронет Остен, был шерифом Чешира и членом Парламента. Вскоре мальчик Томас тоже умрет. А баронет женится на Анне Уиллоби, которая родит ему сына, оригинально крещенного "Уиллоби". Через несколько лет после написания картины Карл I окончательно всех доведет, и баронет, получивший титул из рук короля, будет участвовать в гражданской войне на стороне роялистов. Погибнет он после неудачной стычки со сторонником Кромвеля, когда ему так сильно попадут по голове, что он подхватит лихорадку и умрет в 45-летнем возрасте. Его сын Уиллоби благополучно переживет отца и унаследует титул. Вторая жена Анна сама доживет до 1688, больше не рожая, что очевидно положительно скажется на её самочувствии. Сама династия будет существовать до 1815 года.

Уточнения и пояснения от более знающих товарищей-искусствоведов приветствуются.
Tags: смерть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 50 comments