Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

"Дама с апельсинами" - ответ Бакста "Девочке с персиками"

Л.С. Бакст. Ужин. 1902






Картина «Ужин», прозванная в шутливом противопоставлении серовской «Девочке с персиками» «Дамой с апельсинами», – одно из самых популярных полотен Бакста. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX – начала XX века жанру «портрета незнакомки». С другой, произведение отличается целым рядом черт, делающих его непохожим на салонные портреты безымянных красавиц. Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу «женщины-вамп», который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени.





«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» –










презрительно писал В.В. Стасов. И совсем в другом тоне, слегка иронично, но не без восхищения, – В.В. Розанов: «Стильная декадентка fin de siècle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джиоконда, кушает апельсины».





(...)





Избрав в качестве внешнего прототипа героини жену Александра Бенуа Анну Карловну, художник в данном случае не ставит портретных задач. Претворяя весь облик модели – лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, – Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ «ресторанной незнакомки», одновременно и влекущей, и порочной. Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый «серп» алых губ. И дело здесь не в спешке перед открытием выставки, и даже не в «гениальной небрежности» (выражение одного из критиков того времени), а в достигаемом сочетанием различных приемов и техник свойственного модерну соединения реальности и условности.

оригинал текста

***

А вот как модель картины - Анна Карловна Бенуа - выглядит на настоящих своих портретах.
Мне кажется, Бакст передал этот характер неплохо в "Ужине", а вам?


Портрет А.К.Бенуа. 1908.jpg
Серов Валентин Александрович
Портрет А.К. Бенуа. 1908


Зинаида Серебрякова. Анна Карловна Бенуа. 1924 г.

Есть еще вот такой рисунок Сомова, но он вообще не о том

Портрет А.К.Бенуа. 1896.jpg
К. Сомов. Портрет А.К.Бенуа. 1896. ГРМ





Tags: серебряный век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments