Шакко (shakko_kitsune) wrote,
Шакко
shakko_kitsune

Categories:

5 знаменитых мужеубийц - в изобразительном искусстве. Вып. 3

Выпуски: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й.



НИСА, царица Лидийская

Кто у нас муж? царь Кандавл, царь Лидийский (то есть такой турок 8 века до н.э.)

Мотив: не хотелось больше жить с извращенцем. И обидел сильно.

Кандавл страдал половой перверсией "кандаулезизм" (в его честь назвали). Это когда мужчине нравится хвастаться своей голой женщиной -- вид вуайеризма. Однажды он приказал телохранителю посмотреть на обнаженную царицу и подвердить ему, что она самая красивая на свете -- указал время и дверь, через которую надо подглядывать. Однако царица заметила, что за ней подсматривают, и оскорбилась.

Исполнитель: телохранитель Гиг

Предположу, что такое было не впервые -- потому что когда царица Ниса на следующее утро приказала привести к себе Гига, она не повелела убить бодигарда на месте. То есть уже знала, что хотя Гиг и подглядывал, но он не виноват. Просто прежние подглядывающие, наверно, неподходящими для царицыного плана были.

Вот, она позвала Гига и говорит: "Ты меня невероятно обидел. У тебя теперь два варианта -- либо тебя прямо сейчас казнят за нанесенное мне оскорбление, либо убей царя и стань моим мужем вместо него, а то так он скоро скатится до стадии куколда" (вот даже не гуглите это слово, если не знаете, пожалейте нервы).


Способ убийства: кинжал.

Оружие она дала ему сама. Гиг спросил, где ему совершить убийство. Царица ответила, что на том же месте, где ее оскорбили -- в спальне. Злопамятная! Гиг ночью проник в комнату и зарезал Кандавла.

Убийство Кандавла. Французская миниатюра 15 века



Возмездие: все было хорошо.

Гиг наверняка царице нравился и раньше (она ему, кстати тоже). Она с удовольствием вышла за него замуж, родила детей, они основали новую царскую династию, которая долго правила в Лидии.

Картина Ж.Л. Жерома, 1859.
(подозреваю у художника наличие тайного цикла "Попы мужеубийц" -- в прошлом выпуске аналогичная была Вирсавия)




(про Кандавла мне подсказывали многие, спасибо, но он у меня в первоначальном списке сразу был, легко вспоминается)

ЛЮСИ ЭШТОН (Лючия)
героиня романа Вальтера Скотта "Ламмемурская невеста" и оперы Доницетти "Лючия ди Ламмемур", действие которого происходит в Шотландии в 1700-х.
История основана на реальных событиях, рассказ о которых Скотт услышал еще в детстве. Девушку на самом деле звали Джанет Дэримпл.

Мы тут будем по тексту либретто идти, так что имена итальянские.

Кто у нас муж? лорд Артур Баклоу (Артуро), богатый и приличный человек, которого выбрали в невесте девушки ее родственники. А она сама безумно любит Эдгара Равенсвуда (Эдгардо), который, разумеется, их не устраивает.

Настоящее имя того пострадавшего мужа было Дэвид Данбар. Но писатель, разумеется, не мог использовать настоящие имена из той истории -- это же Шотландия, бешеные горцы, почти как в аулах, все родня между собой, и сплошная кровная месть; могли бы и за оскорбление какого-то покойного родича и предъявить претензии.

Эдгард, который на самом деле был лордом Арчибальдом Рудерфордом, в реальной истории не устраивал семью невесты еще и потому, потому что был сторонником претендента Красавчика Принца Чарли, а эти, наоборот, были за законного монарха.

Г. Дж. Глиндони. Сцена из "Ламмемурской невесты". 1885



Способ убийства: нож.

Исполнитель: Лючия зарезала мужа собственноручно в первую брачную ночь, пока гости веселились внизу.

Мотив: видимо, острый психоз.
Ну и новобрачный, возможно, грубовато себя повел как-то.
Мало, что ли, девушек выдавали замуж не за того, кого они любили? Не всех же резать.
Хотя горские невесты -- они с характером («Три порции шашлыка выбросила в пропасть. Вино разбила -- две бутылки. Три!»).

Слова про безумие в тексте есть.
В опере это воплотилось в совершенно великолепную музыку -- речитатив. Вы, разумеется, его знаете -- Дива Плавалагуна пела  первую половину в "5-м элементе".
Если по либретто, то Лючия, совершив акт насилия против законного супруга, вышла из спальни в --окровавленном платье к гостям. Идет -- и у нее галлюцинации, она воображает, что счастлива с любимым Эдуардо. Видимо, еще посттравматический синдром какой-то.

Посмотрите, пожалуйста, божественную Нетребко в этом фрагменте



Во всех постановках это обязательно должно быть белоснежное платье невесты с потоками кровищи.

Возмездие: Лючия так и не пришла в себя, и через две недели умерла.
(От сумасшествия так быстро умирают, вообще? Что это может быть? Горячка головного мозга? Или тайное самоубийство, может -- или родственники подсобили, от позора).

Что характерно -- муж ее новобрачный до смерти был зарезан только в опере. В романе -- и в исходной подлинной истории -- она его только ранила. Он поболел и выздоровел. В реальной жизни потом даже вторым браком женился. Через несколько лет, правда, умер -- упал с лошади (вторая жена была более хитроумной?).

(Спасибо либреттисту, так вообще несостоявшиеся убийства я решила не брать -- поэтому мы пролетаем с рассказом про покушение Рогнеды на Владимира Святого; не вышло у нее).

Постановка в Dutch National opera



ДЛИЛА
(ивритская форма имени "Далила")
за кандидатуру tnx princess_dragon

Кто у нас муж? Шимшон (ивритская форма имени Самсон) -- силач и Судья израильский.

В Ветхом Завете нет ни слова о том, что Далила -- его жена (а также что она блудница или инородка). Будем придерживаться версии еврейских мидрашей и толкований к Торе -- фольклора и богословов. Они считают, что брак был -- на вполне логичном основании: к этому времени Самсон уже двадцать лет был Судией народа израильского, высшим духовным авторитетом. Такой  человек  не мог себе позволить сожительствовать с женщиной во грехе. Вдобавок, когда Самсон мутил с блудницами или  филистимлянками, в Библии специально подчеркивается низший статус таких женщин. Про Далилу такого не говорят, по мнению богословов, она вообще иудейка была (потому что когда предыдущим браком он женился на иноверке, это тоже подчеркнули).

Мотив: 5500 серебряных шекелей
и патриотизм (если все-таки она была филистимлянской шпиёнкой).

Пять вождей народа-оккупанта палестинцев филистимлян пришли к ней и сказали, что каждый заплатит ей по 1100 монет, если она выяснит, в чем секрет огромной физической силы ее мужа.

Конечно, возникает вопрос, с чего это -- к приличной еврейской жене с таким предложением подкатили. Может, все-таки был у нее бэкграунд какой-то, репутация? С другой, вероятно, загвоздка была в самом Самсоне -- беспокойный из него муж, буйный (кучу людей как-то ослиной челюстью насмерть забил; льва руками разорвал; первую жену из-за него заживо сожгли; ходил по проституткам, двери выламывал). Лет ему было уже много, детей у них не было, пенсионную систему в Израиле еще не везде ввели...

В общем, Далила ради таких огромных денег (62 килограмма серебра, если я не обсчиталась) решила разговорить Самсона и узнать его секрет.

Ф. фон Штук. Самсон, убивающий льва. 1891.



Способ убийства: предательство, доведение до самоубийства

Далила долго спрашивала Самсона, как его можно лишить силы. Он сначала врал -- "меня надо связать сырыми тетивами, нет -- новыми веревками, нет -- воткать мои волосы в уток и основу". Далила и связывала, и засовывала его волосы в ткацкий станок -- но Самсон с легкостью рвал путы. Она разрыдалась и сказала: "Нет! ты меня все-таки не любишь! Любил бы  -- сказал правду!". И он раскололся: "На самом деле мне надо остричь волосы, в них моя сила".

Где берут таких идиотов?
Она тебя уже три раза связывала, пыталась обездвижить!
Как такой "проницательный" человек мог судьей народа работать?

Рубенс. Самсон и Далила. 1609-10





Исполнитель: сам Самсон. С помощью перекрытий храмового здания.

Далила убаюкала Самсона, он заснул с головой у нее на коленях. Она позвала человека, который обрезал Самсону его 7 волшебных кос (действительно, странная прическа) и взяли бессильного, выкололи глаза.

С.Дж. Соломон. Самсон и Далила. 1887



Затем филистимляне решили похвастаться пленником во время грандиозного праздника жертвоприношения Дагону. Но забыли, что за время тюрьмы волосья могли подрасти: привели Самсона, к которому уже вернулась силушка, поставили у стенда, начали пальцем показывать, огрызками кидать, селфи с ним делать.

А он так тихо спросил отрока-поводыря "а где у вас тут главные несущие конструкции? ноженьки устали, хочу прислониться". Мальчик подвел его к колоннам. Самсон взмолился Богу, тот увеличил его силу еще больше, и Самсон обрушил этот филистимлянский аквапарк "Трансвааль" вместе со всеми, пришедшими на праздник и отдыхавшими на крыше - пара тысяч человек погибло.


Неизвестный художник 17 века. Смерть Самсона



Возмездие: ни в Ветхом Завете, ни в поздних иудейских текстах нет ничего о дальнейшей судьбе Далилы. Вероятно, она взяла деньги, сменила фамилию, сделала пластическую операцию и уехала на Гоа.

Очень рекомендую оперу Сен-Санса "Самсон и Далила". Необыкновенной красоты французские арии и хоры.

Макс Либерман. "Самсон и Далила". 1902.



СЕСТРА АННЫ
(ее собственное имя в оригинальном рассказе не указывается; в различных экранизациях встречаются самые разные варианты - Маргарита, Мари-Катрин, Ариана и т.п.)

Кто у нас муж? богатый и знатный человек, известный по прозвищу Синяя Борода.

Об этом криминальном случае вы, наверняка читали ранее -- он считается классикой семейных споров и их насильственного решения. Синяя Борода посватался к двум девушкам -- сестрам, с тем, чтобы они сами выбрали, кто за него хочет замуж. Жених был завидный, только капельку смущало, что все его предыдущие жены пропали без вести. Он пригласил сестер в гости, ослепил роскошью, и безымянной сестре Анны начало казаться, что борода его не такая уж и синяя. Она вышла за него замуж.

Все было замечательно, но потом муж уехал в длительную командировку -- что никогда не ведет к счастью в браке. Перед отъездом он дал ей ключ, сказал, от какой он двери и категорически запретил ее открывать. Разумеется, жена его открыла -- рассчитанная провокация! За дверью она обнаружила доказательства того, что ее муж маньяк-убийца, практически Ганнибал Лектер.

Тут возникает вопрос: почему она сразу не собрала вещи и со свистом не умотала из замка, как вообще осталась ночевать под этой крышей? Что за нервы. Или почему она хотя бы не вызвала местного бейлифа, шерифа, или как он тогда назывался. Нет, она решила остаться жить с мужем, как будто ничего не произошло. Расчитывала, что ее это не коснется?

Иллюстрация Германа Вогеля. 1879



Мотив: выживание;
не хотелось стать жертвой маньяка;
ну и богатое наследство тоже не помешает.

Муж, кстати, вернулся в тот же вечер, как почуял. Он разумеется, сразу увидел, что жена нарушила его приказ и увидела место хранения расчлененных трупов его предыдущих супруг (напоминаю, что это детская сказка Шарля Перро!). И заявил, что сейчас начнет ее убивать.

Что удивительно, упомянутая Анна находилась в это время в гостях у замужней сестры, и та погнала ее на башню, смотреть, не видны ли на дороге братья, которые обещались сегодня навестить замок. Не понимаю, почему Синяя Борода принялся убивать жену при свидетелях. Одно дело -- убить жену, ты ей хозяин по тем временам, но тут еще сестра какая-то, братья в любой момент могут приехать. Зачем вообще жениться на женщине с братьями, если ты знаешь за собой вредную привычку не разводиться?

Анна смотрит с башни, не показались ли братья.



Исполнитель: профессиональные убийцы, наемники. Ой, то есть братья девушек - один драгун, другой конный егерь. Они успели прискакать вовремя.

Способ убийства: колющие раны.

Вот странно -- братья вроде собирались просто так в гости заехать, ведь жена лишь сегодня заглянула в тайную комнату, предупредить их не успела бы. Но, по тексту: "
Но в это мгновение такой ужасный стук поднялся у двери, что Синяя Борода остановился, оглянулся… Дверь разом отворилась, и в комнату ворвались два молодых человека. Выхватив свои шпаги, они бросились прямо на Синюю Бороду. Они прокололи его насквозь своими шпагами и оставили его на полу мертвым". А ведь сотовые телефоны еще не изобрели. Откуда они знали, что надо сразу убивать зятя, даже чаю не попив?

А, наверно Анна с башни азбукой Морзе им объяснила.


Иллюстрация Уолтера Крейна, 1911



Возмездие: все было хорошо. Вдова сразу же расплатилась с наемниками, ой, то есть купила любимым братьям в подарок капитанские патенты. Выдала с приданым замуж Анну, ну и сама вышла замуж за симпатичного ей кавалера. И оставила дочь Синей Бороды от первого брака по имени Мальвина без единого су, бедной девочке пришлось бомжевать с бродячим цирком.

Иллюстрация Уолтера Крейна, 1911



Тут я хотела вам привести в пример еще французских опер. Но у Оффенбаха и Дюка "Синие Бороды" до невероятия отфотошоплены - все жены оказываются живыми, мужа тоже не убивают. Целомудренная викторианская эра!

Впрочем, кое где это ставили с подробностями. Например, этот немой фильм 1901 года, наверно, чудесен.



МАРИЯ МЕДИЧИ, королева Франции

Кто у нас муж? Генрих IV Наваррский, король Франции, тот самый, который раньше на королеве Марго был женат.

Мотив: Многочисленные прошлые измены и одна измена текущая (или две. Или три. Это же Генрих Наваррский!).

Сохранение короны.
Ходили слухи, что король может с ней развестись (с первой женой же развелся -- из-за бездетности; множество подпольных абортов не прошли прекрасной Марго даром). В тот период у Генриха был крайне бурный роман с Шарлоттой де Монморанси, которую некоторые прочили в королевы. А еще -- с маркизой де Верней, которую другие прочили туда же (это же Генрих Наваррский!).

Власть.
После смерти мужа Мария становилась регентом при 9-летнем Людовике XIII (том самом, из "Трех мушкетеров").

Удивительное совпадение -- король был убит ровно на следующий день после того, как после настоятельных просьб короновал королеву. После 10 лет брака, в течение которых она обходилась без этого миропомазания.

Рубенс. Коронация Марии Медичи
(король написан в глубине, стоящим на балконе над ее головой).




Исполнитель: религиозный фанатик Равальяк. Ни один его сообщник не был установлен, под всеми пытками он утверждал, что действовал один. Но все современники были уверены, что король пал жертвой заговора.

Способ убийства: когда король ехал по парижской улице (к одной красивой рыжеволосой даме Анжелике Поле, это же Генрих Наваррский!) его карета остановилась из-за толпы, к нему подбежал Равальяк и несколько раз ударил кинжалом в грудь.

Кстати, если вы будете отстаивать невиновность королевы Марии, то вот еще факт -- по гамбургскому счету она все равно виновата. Траффик на улице, из-за которого Равальяк смог вскочить на подножку кареты, возник именно из-за ее коронации.

Художник Charles-Gustave Housez. Убийство короля Генриха IV



Возмездие: Равальяка четвертовали.
Судьи вяло пытались найти его сообщников, но показания свидетелей все время терялись, свидетелей арестовывали по другим обвинениям, бросали в монастырь, все такое басманное правосудие выходило. Слуга одной дамы в штате королевы, показал, что Равальяк часто бывал у этой дамы. Дело заминали, председателя суда сменили на преданного королеве-регентше. Потом здание суда со всеми документами вообще сгорело.

Рубенс. Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
(Подробно об этом цикле Рубенса читать здесь, он шикарный)




Мария много лет правила Францией, хотя шепотки о ее вине не затухали.

Потом, когда сын вырос, она попыталась сохранить контроль за собой, но Людовик XIII восстал против этого и отобрал власть. Кстати, этому помогло предательство духовника королевы, которому она обеспечила карьеру - фамилия Ришелье была у товарища.

Сначала королева бежала в Брюссель, потом жила в Лондоне, поскиталась по другим европейским столицам.
Умерла в Кельне в бедности и одиночестве в 67 летнем возрасте -- в доме своего старого друга, художника Рубенса; вероятно, на ее гонорары он этот домик и построил.

Энгр. Генрих IV и его дети. 1817
(дети изображены сидящими на отце, Мария Медичи рядом. На стене рафаэлевская "Мадонна в кресле")





***

Как вы думаете, кого из мужей жальче больше всего?
Какая жена самая виноватая? а самая невиновная?

***

Предыдущие выпуски см. по тэгу "омерзительное искусствоведение"
Выпуски: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й.

Группа вконтакте

Tags: ветхий завет, женщины-убийцы, мифы, омерзительное искусствоведение, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →